По кварталам Парижа…
3 ноября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Ах радость какая
Из скучного края
Уехать в Париж,
Чудо-город Париж
Вот без сомненья.
Амура творенье»…
Это строки французского поэта Гийома Аполлинера, а уж если он так радовался встрече с Парижем, то что говорить о нас!
Сегодняшнее путешествие мы начнем с «аристократического болота» — так французы называют квартал Марэ, что в переводе значит «болото». В 17-18 веках это был самый модный и посещаемый знатью квартал Парижа. Сегодня Лё Марэ — это музей под открытым небом. В старинных особняках расположены кафе и ресторанчики, а в помпезных дворцах — городские музеи. К примеру, в особняке герцога Сюлли, который по сей день остается образцовым произведением архитектуры ренессанса и одним из самых красивых зданий Марэ, сегодня находится государственный фонд исторических памятников, а во дворце Карнавале — музей истории Парижа, знаменитый своими художественными и историческими коллекциями, да и сам произведение искусства. Его здание было построено в середине XVI века и украшено скульптурными барельефами, среди которых особенно выделяются красотой четыре женские фигуры, символизирующие времена года. В 1572 году особняк перешел во владение вдовы бретонского дворянина Франсуа де Керне-венуа, имя которого парижане переделали в «Карнавале». В конце XVII века здесь в течение двадцати лет жила госпожа де Севинье. В 1866 году городские власти приобрели дворец для размещения в нем исторического музея, воссоздающего всю историю города Парижа. В нем сосредоточены богатейшие и редчайшие коллекции различных предметов, картин, гравюр и документов, начиная от материалов, найденных при раскопках, и кончая современностью. Отдельные залы посвящены топографии Парижа, парижским театрам, старинным вывескам, предметам быта и искусства.
Не покидая квартал Марэ, выходим на площадь Вогезов — одну из самых красивых не только в Париже, но и, пожалуй, во всей Франции. Задуманная Екатериной Медичи, воплощенная в жизнь при Генрихе IV-м, площадь Вогезов представляет собой классическую модель «королевской площади», да так поначалу она и называлась. Площадь стала называться Вогезской — Place des Vosges — при Наполеоне в 1800-м году, и по сей день сохранила черты, которые придал ей Генрих IV. В центре площади в 1639 году кардинал Ришелье воздвиг бронзовую статую Людовика XIII-го, которая позже была уничтожена во время Французской революции. Сегодня статуя снова на своем месте, но уже не бронзовая, а мраморная. В доме номер 6 на площади Вогезов, на втором этаже особняка Роан-Гемене около 16-ти лет жил Виктор Гюго.
История французской оперы вновь нас возвращает к королю Генриху IV-му. Для торжеств, посвященных бракосочетанию короля с Марией Медичи, в 1600-м году была написана одна из первых опер «Эвридика». Известно, что другой французский монарх — «Король-Солнце» Людовик XIV-й — питал особую страсть к музыке, сам был прекрасным танцовщиком и исполнял главные партии в придворных спектаклях. В Версале музыка звучала почти круглые сутки. Она сопровождала все королевские застолья, и даже торжественный отход монарха ко сну проходил под музыкальное сопровождение. При дворе давались и концерты — не менее двадцати в месяц. В 1669 году опера и балет вошли в королевскую академию музыки. Неудивительно, что первый театр, созданный специально для оперных и балетных представлений, был построен в Версале. Опера и власть были неразделимы, в ложах театра решались государственные вопросы, музыканты участвовали в политических играх и интригах двора и находились под особым покровительством короля.