Наконец-то, Париж!
2 ноября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
То мартовски прозрачный, то осенний
Париж! Кто пил твой воздух колдовской,
Кто видел Нотр-Дам в закатной Сене,
Томится вечной по тебе тоской.
Эти строки принадлежат поэту Георгу Гейму, но подписаться под ними может каждый, кто хоть раз бывал в Париже…
Мы начнем нашу прогулку по этому дивному городу с острова Ситэ, откуда, собственно, и начинался Париж. До 14 века здесь, на острове, в Палэ де ля Ситэ жили французские короли, которые затем перебрались в Лувр, на правый берег Сены. От средневековой громады, большую часть которой сегодня занимает дворец Правосудия, остались лишь Консьержри и бывшая дворцовая капелла — Сент-Шапель. Во времена Французской революции в Консьержри томились узники режима якобинцев, обреченные на смертную казнь, а в комфортабельной одиночной камере (ее можно сегодня посетить во время экскурсии) провела 76 дней перед казнью французская королева Мария-Антуанетта.
Интересна история создания Сент-Шапель. В 1239 году Людовик IX Святой купил в Константинополе вместе с другими реликвиями предполагаемый Терновый венец Христа и привёз в Париж, где в качестве «ларца» для реликвий была сооружена в готическом стиле часовня с роскошными витражами, обошедшаяся королю втрое дешевле, чем привезённые им сокровища. Сегодня это скорее музей, нежели церковь, где служба проходит только раз в году, в день святого Ива — покровителя юристов. По воскресеньям в Сент-Шапеле проходят концерты камерной музыки. Вход свободный.
Интересно и то, что главная реликвия капеллы — Терновый венец — вот уже 200 лет как хранится в Сокровищнице собора Нотр-Дам, расположенном в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Помимо прочих сокровищ собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) славится своим шеститонным колоколом в правой башне. Этого гиганта может раскачать только очень сильный человек, каким, по роману Гюго, был Квазимодо. Согласно другой легенде, при отлитии колокола были использованы золото и серебро. Рассказывают, что когда в 1400-м году его собирались отлить из бронзы, парижанки бросали в расплавленную массу свои драгоценные украшения.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам нет настенной живописи, а единственным источником света и цвета являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Витражи центрального нефа изображают патриархов, библейских царей и апостолов, а в боковых капеллах отражены сцены из земной жизни Девы Марии. Что же касается главное витража — тринадцатиметрового окна-розы, то здесь можно разглядеть 80 сцен из Ветхого завета.
История собора Нотр-Дам тесно связана с историей музыки. В 14 веке под его сводами звучали первые полифонические мессы, а на Пасху и Рождество монахи и прихожане разыгрывали «священные драмы» на библейские тексты. Здесь находится самый большой орган Франции, на котором играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. В настоящее время орган Собора Нотр-Дам де Пари имеет 109 регистров и около 7800 труб. В 1985 году в собор были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых, по традиции, идущей с XVIII века, проводит службы по три месяца в году.