Международный форум искусств «Рим-Европа»
26 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наш путь лежит в Рим, куда уже не одно тысячелетие ведут все дороги. Для начала проверим себя и близких на искренность с помощью самого древнего в мире детектора лжи. Он находится в церкви Санта Мария ин Космедин на площади, которая носит название «Уста истины» — Пьяцца Бока де ля Верита…
Установленное в вестибюле церкви еще в VI веке изваяние бога Тритона когда-то служило римлянам проверкой на честность. Считалось, что если клятвопреступник вкладывал руку в каменный рот Тритона, отверстие сжимало её мёртвой хваткой. Говорят, что и сегодня «Уста истины» работают вполне исправно, и очередь туристов туда не иссякает.
Пройдя испытание на искренность, можно отправиться прямиком в собор Святого Петра в Ватикане, где стоит обратить внимание на ряд не всегда заметных деталей. Известно, что в собор ведут пять дверей, но постоянно открыты только четыре. Пятую, замурованную бетоном, имеет право открывать только Папа Римский, да и то раз в 25 лет — в так называемый «святой» год. Ждать придется долго — в следующий раз святым будет 2025-й год. Путешественникам, верящим в разные туристические приметы, можно посоветовать дотронуться до правой ступни бронзового Петра, — говорят, что таким образом можно получить отпущение всех грехов. Еще лучше — прикоснуться к надгробию, в котором хранятся мощи святого. Раскопки, проведённые в 40-х годах прошлого века, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола Петра, о чем свидетельствуют многочисленные факты, включая надписи и изображения. Наконец, стоит обратить внимание на мраморные столбы, удерживающие колонны роскошного бронзового балдахина работы Лоренцо Бернини. На каждом из них вы увидите скульптурную головку одной и той же женщины. Обойдя балдахин по часовой стрелке, вы увидите, как меняется выражение ее лица. И только подойдя к последнему столбу, на котором изображена мордашка пухлого младенца, можно догадаться, что скульптор изобразил страдания женщины во время родов.
Этой осенью Рим богат на фестивали как никогда. Вплоть до 9 декабря будут открыты двери Международного форума искусств «Рим-Европа», в котором примут участие более трёхсот артистов и художников из 20 стран мира. Первое мероприятие фестиваля — большой концерт классической музыки, который прошёл под открытым небом около театра Палладиум. С 7-го по 16-е октября был представлен уникальный проект, подготовленный маэстро Марио Брунелло и Оркестром Академии ди Санта-Чечилия. Идея мероприятия — показать в течение четырех вечеров путь, который классическая музыка прошла со времен Иоганна Себастьяна Баха до сочинений композиторов ХХ века. На концертах проекта прозвучали шесть Бранденбургских концертов Баха, а также творения Чарльза Айвза, Филиппа Гласа, Гии Канчели, Альфреда Шнитке. Каждый раз публика могла голосовать за понравившееся произведение, а в течение четвертого вечера услышать сочинения-победители, набравшие наибольшее число голосов.
14 октября состоялся мини-фестиваль электронной музыки и видеоарта «Sensoralia». Поклонники современных экспериментов по синтезу различных видов искусства могут также посетить 26 и 27 октября перформансы-концерты, представляющие собой соединение музыки, современного танца, видеоарта и скульптуры.
В эти дни Рим отдаёт должное не только музыке, но и древнему богу Дионису. Традиция античных вакханалий особенно хорошо сохранилась в небольшом местечке под Римом — Фраскати, где, как и две тысячи лет назад, таверны — здесь они называются фраскетте — украшены букетами из листьев дикого лавра — frasca. Многие из них имеют античное происхождение, а в меню — помимо прекрасного белого вина — обязательно присутствует «поркетта» — приготовленное по старинным рецептам свиное мясо.