По концертам фестиваля «Brucknerfest-2009»
15 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На прошлой неделе в городе Линц закончился очередной ежегодный Брукнеровский фестиваль. Сегодня генеральной линией «Brucknerfest» стала идея единства прошлого, олицетворяемого творениями Брукнера, настоящего — воплощенного в музыке современных композиторов и будущего — представленного в ультрасовременных разработках «Ars Electronica Center».
Нужно сказать, что организаторам фестиваля удалось создать из этого коктейля органичное целое, которое уже само по себе является объектом искусства. Доказательством тому служит программа только что завершившегося фестиваля, где симфонии и духовные мотеты Брукнера соседствуют с мессами Шуберта, сочинениями композиторов ХХ века и ныне живущих музыкантов, а также с концертами, на которых слушатели могли приобщиться к новейшим достижениям электронной музыки и насладиться последними «инсталляциями» для классических инструментов и электроники.
Так, 1 октября в одном из залов «Дома Брукнера» (Brucknerhaus) прошел концерт, на котором была исполнена композиция под названием «In hora mortis», жанр которой создатели определили как «инсталляцию для струнного квинтета, чтеца и электроники». На следующий день под сводами Большого зала главного концертного комплекса Линца звучала музыка американских композиторов ХХ века — Чарльза Айвза и Джона Адамса, а также Хайнца Карла Груббера. Последний — наш современник, один из самых известных композиторов Австрии и лидер так называемой «Третьей Венской школы», для которой характерен стиль, соединяющий черты венской классики, «нововенцев» и популярной музыки. Автор сам дирижировал собственным Концертом для трубы, аккордеона, банджо и струнного оркестра.
Однако главное место на концертах фестиваля отводится, конечно, сочинениям самого Брукнера и близких ему по духу композиторов-романтиков. Так, в «Brucknerhaus» 3 октября можно было услышать «Венскую певческую капеллу», один из лучших коллективов в мире, исполняющих хоровую музыку. В тот вечер прозвучали духовные мотеты Антона Брукнера и Месса ми-бемоль мажор Франца Шуберта. А 5 октября концерт-закрытие привлёк в «Brucknerhaus» сотни поклонников симфонического жанра. Ещё бы, ведь за дирижёрским пультом в тот вечер стоял маэстро Зубин Мета. Этот дирижёр давно стал живой легендой для любителей классики, и его концерты неизменно становятся значительным событием современной культурной жизни.
Представитель экзотического клана мумбайских парсов, потомков древних зороастрийцев, Зубин Мета — сын создателя Американского молодежного симфонического оркестра, профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, руководителя симфонического оркестра Филадельфии и основателя Симфонического оркестра и струнного квартета в Бомбее. Зубин Мета пошел по стопам отца и тоже стал дирижером. Он учился в Вене вместе с Клаудио Аббадо и Даниэлем Баренбоймом. Сегодня это один из самых титулованных маэстро в мире, обладатель премии индийского правительства «Падма Вибхушан», премии имени Кеннеди и Японской Императорской премии.
Вернемся, однако, на улицы Линца, исторический центр которого строился в XVII–XVIII веках в барочном стиле и хорошо сохранился до сегодняшнего дня. Главная улица города — Лэндштрассе — это старинный путь, который шел из Альп через предгорья на север. В 1260 году там, где улица подходит к Дунаю, была заложена самая большая средневековая площадь Австрии — Хауптплатц, в центре которой находится колонна Святой Троицы, построенная в 1723 году. В простонародье её называют «чумная колонна».
Габсбурги любили и почитали Троицу, которая служила символом единства императора, парламента и нации. Колонна в Линце была воздвигнута в честь трех святых покровителей города — Стефана, Флориана и Карла Борромео, как символ предотвращения войны в 1704 году, пожара в 1712 году и чумы в 1713 году. Это замечательный памятник барокко, высота которого 20 метров.