Глайндборнский фестиваль сегодня
9 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этом году Глайндборнский оперный фестиваль, один из самых известных в мире, отметил своё 75-летие. В его афише, как обычно, было представлено шесть постановок: три абсолютно новые и три — из числа хитов прошлых лет. В этом году премьерами стали оперы «Королева фей» Генри Пёрселла, «Русалка» Антонина Дворжака и «Фальстаф» Джузеппе Верди.
Идея Фестиваля — созидание гармоничного художественного целого, некий алхимический сплав музыки, театра, живописи и других видов, когда сознание зрителя не может, а иногда и не хочет разделять спектакль на пение и все остальное. Стиль интеллектуального режиссерского театра в Глайндборне отрицает систему звездного конвейера в том виде, в каком она существует, скажем, в театре «Метрополитен» или в Вене, когда знаменитые певцы на ходу впрыгивают в старые спектакли в промежутках между своими контрактами в других частях света. Как-то в фестивальном выпуске английского журнала «Опера» кто-то написал, что у Глайндборна, к примеру, уже нет планов во что бы то ни стало заполучить недосягаемого Гергиева, потому что дирижер, разрывающийся между Петербургом, Зальцбургом и Нью-Йорком, у которого почти не остается времени на репетиции, — это другой стиль работы. В Глайндборне всё обстоятельно и очень солидно, он представляет настоящее английское качество. Там не скупятся на репетиции, и каждую премьеру готовят по шесть недель. Приезжающие сюда звезды принимают условия, из которых первое — тщательная работа, шлифовка деталей, пение не просто так, а во имя идеи. Порой говорят даже, что Глайндборн мог бы обойтись и без капризных оперных идолов, но они сами стремятся сюда, как в чистилище от греха повседневной рутины. И двери открыты для всех.
Фестиваль продолжается четыре месяца. Все показы идут при полных аншлагах. Затем начинается гастрольный тур по Англии. Искусно вписанный в почти первозданный английский пейзаж, Глайдндборн давно стал одним из главных оперных адресов в мире. Трудно поверить, что 75 лет назад на первый спектакль — «Свадьбу Фигаро» Моцарта — из Лондона приехало всего семь человек. Сегодня фестиваль в Глайндборне рассматривается не только как музыкальное событие года, но и как светское мероприятие, которое нельзя пропустить. Пикники с шампанским и деликатесами в имении устраивают не только перед началом спектакля, но и в полуторачасовых антрактах. Леди и джентльмены в смокингах и бальных платьях заполняет ухоженные лужайки перед старинным замком, а сельскую идиллию довершают стада коров и овец, мирно пасущиеся на глазах у респектабельной публики. Удивительная атмосфера близости к природе — это лишь декорации для удовольствий музыкальных, коих на фестивале множество. В афише Глайндборна удачно сочетаются хиты и раритеты, старинная музыка и сочинения, которые специально заказываются современным композиторам. Интересна новая репертуарная политика театра. Так, в 2003 году впервые на глайндборнской сцене была поставлена опера Вагнера «Тристан». В этом сезоне ею дирижировал Владимир Юровский. Свою карьеру он начинал в Москве, а теперь является музыкальным руководителем фестиваля и главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. В Глайндборне он сразу задал новую — русскую — тональность. Оперы Рахманинова и Прокофьева «Скупой рыцарь» и «Обручение в монастыре», поставленные под его руководством, стали предметом восторгов и дискуссий.