Истории и традиции Глайндборнского фестиваля
8 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы говорим — Англия и представляем себе фамильные замки с привидениями, лондонский туман, старинные крепости и строгие соборы. Здесь ни для кого не удивительно жить в доме 16 века и ходить на мессу в церковь 11 века, а знаменитый во всём мире five o`clock по популярности нередко уступает место так называемому Девонширскому чаю.
Речь идет о cream tea — «сливочном» чае, который уже в 11 веке подавали в аббатстве Тависток, а сегодня во многих кафе и ресторанах Англии. Свежезаваренный черный чай с молоком, тёплые булочки сконс, густые топлёные сливки, клубничный крем и традиционное время подачи — четыре часа пополудни — не меняются уже многие сотни лет.
Удивительно, но в этой консервативной стране, где свято чтут традиции, вот уже 75 лет проводится один из самых необычных оперных фестивалей. Место его проведения — Глайндборн — не только не городок, но даже не деревня, а частное родовое поместье семьи Кристи, куда каждый год летом лучшие дирижеры, режиссеры и певцы мира привозят шесть оперных спектаклей. Свежий воздух побережья Ла-Манша, пасторальные пейзажи, история страстной любви, стоящей у истоков фестиваля, неизменно привлекают в Глайндборн тысячи меломанов. Спектакли проходят в театре на территории поместья и прерываются на антракт длиной в час-полтора, в течение которого на газоне или на капоте Роллс-Ройса организуется пикник, в меню которого входят копченый лосось, холодная курица, клубника со сливками и шампанское. Будьте уверены — содержание корзинок для пикника останется тем же еще через 75 лет. Интересно и то, что несмотря на обязательный пикник и необычность обстановки, фестивальные правила требуют строгого дресс-кода. При этом дирекция вежливо напоминает об изменчивости английской погоды и советует захватить с собой кардиганы, жакеты и зонты.
В прежние времена на фестивале в Глайндборне блистали Джоан Сазерленд, Пилар Лоренгар, Монтсеррат Кабалье и Кири Те Канава. Даже консервативные звезды, несшие в себе идею оперы как искусства бельканто, не упускали случая обрести здесь что-то новое: Джульетта Симионато пела Керубино, Лейла Генчер — Графиню, Мирелла Френи — Церлину и Сюзанну. Заметим, никому из них Глайндборн не предлагал заоблачных гонораров, зато дарил возможность работы в идеальных условиях и в команде единомышленников, что редко случается в регулярном театре. Именно поэтому фирменное ноу-хау фестиваля — командный принцип и «выращивание» спектакля, как если бы это было человеческое существо. Глайндборн последних 30 лет — лаборатория режиссёрских идей для современной оперы. Здесь были рождены исторические спектакли пророков современного режиссерского театра Джона Кокса, Питера Холла, Джонатана Миллера и в особенности Николаса Ленхоффа и Питера Селларса. Их творения, зафиксированные на видео, можно считать лучшим учебником по оперной режиссуре. А для меломанов Глайндборн — это возможность в хорошо знакомых старых сюжетах увидеть современный смысл, который трудно заподозрить в первоисточнике.
И в заключение почти сказочная история. Молодая американская певица Даниэль де Низ, любимица глайндборнской публики, впервые блеснула на местной сцене в генделевском «Юлии Цезаре» — легендарной постановке Дэвида МакВикара. Теперь она желанная гостья крупнейших театров мира, включая лондонский «Ковент-Гарден». Как в свое время Одри Майлдмей, так и теперь прекрасная Даниэль пленила сердце нынешнего хозяина и исполнительного директора фестиваля Гаса Кристи. Недавно было официально объявлено об их помолвке. В английских традициях семейная история повторяется…