История любви Глайндборнского фестиваля
6 октября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы снова держим путь на юг Англии, в графство Сассекс, где в имении Глайндборн ежегодно проходит самый необычный в Европе оперный фестиваль. И хотя каждый фестиваль в мире оперы уникален по-своему, а все вместе они являются разными гранями микрокосмоса по имени Опера, есть все основания назвать Глайндборнский фестиваль «диковинкой». Шарм этому мероприятию придает тот факт, что главной причиной создания фестиваля стала любовь.
Джон Кристи, владелец старинного имения в восточной части графства Сассекс, страстно влюбился в сопрано Одри Майлмэй, для которой в 1934 году построил оперный театр. Он хотел видеть его «лучшим оперным театром в мире», и видимая абсурдность замысла — театр в удалённой от больших городов глуши! — не остановила Джона Кристи. Страстной любви к молодой жене и опере оказалось достаточно для того, чтобы вскоре в Глайндборне зазвучала музыка Моцарта, а Одри Майлдмэй стала исполнителей партий Сюзанны и Церлины. Предыстория фестиваля хранит и такой любопытный факт: однажды в органной комнате, которая потом использовалась как фойе театра, состоялась оперная проба самого Кристи, спевшего в любительской постановке второго акта «Нюрнбергских майстерзингеров» партию Бекмессера. В повседневной жизни Кристи был человеком экономным, одевался скромно и, говорят, даже ездил в вагонах третьего класса, но во всём, что касалось оперы, денег не жалел и хотел иметь у себя все самое лучшее. Нужно сказать, что интуиция его не подводила. Так, Кристи отказался от идеи воссоздать в своей усадьбе новый Байройт не только потому, что Вагнер не предусмотрел партий, подходящих для голоса его супруги, но и потому, что компаньоны сумели обратить его взоры на Моцарта. И это было очень мудрым решением. Именно оперы Моцарта создали фестивалю высочайшую репутацию, а также грамотно подобранные кадры: дирижер Фриц Буш, режиссер и интендант Карл Эберт и театральный администратор Рудольф Бинг. Кстати, последний в своей книге «5000 вечеров в Опере» рассказал о зарождении и трогательных первых шагах того, что потом прогремело на весь культурный мир под именем Глайндборн.
Итак, если вы хотите удалиться от суеты будней и с головой погрузиться в музыку, Глайндборн — идеальное место. Поместье Кристи расположено примерно в ста километрах от Лондона, а добраться туда можно разными способами. Из Лондона путь на машине займёт чуть больше часа, немногим больше — на поезде до станции Льюис, а уже оттуда, с вокзальной площади, отправляется специальный автобус с надписью «Glyndebourne Opera». Несмотря на свою кажущуюся сложность, этот маршрут может показаться утомительным лишь для людей, не любящих оперу. А настоящие меломаны и поэтические натуры наслаждаются видами английских полей и предвкушают встречу с маленькой оперной вселенной. Интересно, что в городке Льюис действует собственная валюта, которую нельзя положить в банк и расплачиваться за пределами района, только на его территории. Между тем, купюры выглядят как настоящие — достоинством 1, 5, 10 и 20 местных фунтов. Они напечатаны на бумаге, защищены водяными знаками и голограммами, имеют серийные номера. Вместо Елизаветы II, как на фунтах стерлингов, на них изображены местные знаменитости. Обменять новые купюры можно по курсу один к одному к фунту стерлингов.