«Musikfest Berlin-2009»: создатель «музыки будущего» — Штокхаузен
24 сентября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Берлине только что завершился традиционный музыкальный фестиваль «Musikfest». В этом году он снова был организован с истинно немецкой основательностью и поистине экуменическим размахом: глобальные общечеловеческие темы в качестве идейного содержания и мировая музыкальная элита среди приглашённых превратили берлинский форум в событие мирового значения…
Программа была составлена с имперским размахом и продумана до мелочей, напоминая оперные шедевры Вагнера и грандиозные симфонические полотна Малера и Брукнера. Первое мероприятие фестиваля было озаглавлено как Пролог, и по замыслу организаторов должно было ввести в атмосферу форума. «Начнём Игру, дамы и господа» — этими словами Карлхайнца Штокхаузена, взятыми из его сочинения «Гимны», открылось грандиозное действо, длившееся два часа без перерыва. Одна из самых одиозных фигур в музыке ХХ века, создатель «музыки будущего» — Штокхаузен задумал «Гимны», как единый мега-символ человечества. Чтобы воплотить идею, композитор собрал музыкальные символы 40 государств, которые сплетаются в одно целое, чередуясь с народными напевами, накладываясь на декламации на разных языках и даже радиошумы. На следующий день после открытия Фестиваля критики писали, что «Гимны» Штокхаузена дали присутствующим уникальную возможность совершить виртуальное путешествие через весь «Театрум Мунди» — всё культурное пространство Земли.
Вообще же, фигура Штокхаузена как нельзя лучше подходит для того, чтобы стать «лицом» нынешнего берлинского форума. Уроженец расположенного недалеко от Кёльна городка Мёдрат, Карлхайнц Штокхаузен стал, пожалуй, самым известным немецким композитором послевоенного поколения. Вместе с французом Пьером Булезом и итальянцами Луиджи Ноно и Лючано Берио он возглавил европейский музыкальный авангард. Эксцентрик, заявляющий, что прежде своего рождения он «был частичкой Сириуса, воплотившейся на Земле, чтобы исполнить посредством музыки специальную миссию», открыватель новых техник сочинения и немец «до мозга костей», наследник Ницше, германских философов-мистиков и поэтов романтиков — всё это Штокхаузен. А ещё он, конечно же, вагнерианец: с 1977 года он забросил сочинение отдельных работ, чтобы полностью посвятить себя одному гигантскому проекту — циклу из семи опер, названных в совокупности Licht (Свет). Превосходящий все мыслимые масштабы, труд планировалось завершить в начале XXI века. Оперы назывались согласно дням недели — библейским Дням Творения, и по замыслу их создателя могли исполняться непрерывно — в отличие от «Кольца нибелунга» в цикле Штокхаузена нет ни начала, ни конца.
У Берлина есть два центра. Большинство местных жителей центром Берлина считают расположенный в западной части вокзал «Zoo», названный так из-за находящегося неподалеку зоопарка. Недалеко от этого места расположена площадь с остатками некогда величественного собора, возведенного в XIX веке в честь кайзера Вильгельма I. Церковь памяти — так называют этот храм — стоит с разрушенной колокольней, выбитыми окнами, обвалившимися пролетами — все это следы войны, после окончания которой было решено не восстанавливать сооружение, а оставить все так как есть, в качестве немого напоминания о бессмысленности и жестокости войн. Центр Восточного Берлина — Александерплац (нем. Alexanderplatz, площадь Александра), одна из самых знаменитых берлинских площадей. На этом месте находилась большая торговая площадь, которая позднее была названа в честь российского императора Александра I, посетившего Берлин в 1805 году. Над площадью доминирует телевизионная башня, называемая «зубочисткой». Ее высота составляет 365 м, что больше, чем у знаменитой Эйфелевой башне в Париже. На уровне 250 м во вращающейся сферической конструкции находится ресторан и смотровая площадка, откуда открывается изумительный вид на город.