Гуляя по Берлину: Бранденбургские ворота и Домский собор

23 сентября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Берлине только что завершился традиционный фестиваль «Musikfest Berlin», главным действующим лицом которого стала музыка ХХ века — «века крайностей и катастроф». Пожалуй, ни на одном другом фестивале не было сочинений стольких авторов: от Рахманинова — до Ксенакиса, от Пуленка — до Шнитке, от Берга до Губайдуллиной…
Наряду с музыкой современных композиторов, очевидцев трагедий ХХ века, в Берлине звучали симфонии Моцарта, камерные сочинения Гайдна и Шуберта. Особое место в этом году было отведено фигуре Дмитрия Шостаковича. Его произведения звучали в двенадцати концертах и были призваны составить «творческий портрет» композитора.
Исторически, программа берлинского «Musikfest» охватила четыре столетия музыкального искусства: от «венских классиков» до премьер сочинений композиторов XXI века — Энно Попе и Ханса Зендера. Нужно сказать, что публика встретила их с большим энтузиазмом. Вообще этой осенью берлинский фестиваль был щедр на сюрпризы. С нетерпением ценители ждали концерт Лондонского симфонического оркестра, который состоялся 14 сентября в зале Берлинской филармонии. В тот вечер знаменитым на весь мир оркестром дирижировал Валерий Гергиев — один из самых неординарных маэстро, который представил сочинения русских музыкантов Ленинградской (Петербургской) школы — Дмитрия Шостаковича и его ученика Бориса Тищенко. Особый интерес событию придавало то обстоятельство, что Виолончельный концерт Тищенко прозвучал в аранжировке самого Шостаковича.
Итак, мы в столице Германии… Длинный перечень достопримечательностей Берлина начинается с главного символа города, олицетворяющего воссоединение запада и востока. Бранденбургские ворота — это триумфальная арка, расположенная на Парижской площади и состоящая из двенадцати греческих дорических колонн, по шесть с каждой стороны. На их создание авторов вдохновили древнегреческие Пропилеи — монументальный вход в Парфенон в Афинах.
Над воротами возвышается знаменитая Квадрига работы Готфрида Шадова, построенная в 1793 г, на которой изображена статуя богини Мира, правящая колесницей, запряженной четырьмя конями. Наполеону так нравилась эта квадрига, что он приказал снести её и доставить в Париж. Когда в 1814 году квадрига вернулась в Берлин, статуя поменяла свой оливковый венок на железный крест и стала богиней Победы, а площадь получила название — Парижская. В 1961 году Ворота были закрыты и вмонтированы в Берлинскую стену, разделившую восточную и западную части города. Они открылись вновь лишь 22 декабря 1989 года, когда Стена была разрушена, и с тех пор Бранденбургские ворота стали символом мира и единства города.
Если речь заходит о достопримечательностях Берлина, то следует упомянуть знаменитый Домский собор («Berliner Dom») — самую большую протестантскую церковь Германии, мавзолей династии Гогенцоллернов — в крипте собора находятся 90 саркофагов представителей этой династии. Изначально здание вместе с куполом имело высоту 114 м, но, сильно пострадав во время войны, было подвергнуто реконструкции, и сегодня высота его составляет 98 м.

Последние выпуски программы

Специальные проекты Вердиевского фестиваля в Парме

Мы продолжаем путешествовать по итальянскому региону Эмилия-Романья. Фестиваль уже зарекомендовал себя как солидный и представительный форум. Самый оригинальный проект этого года называется «Imparolpera», что можно перевести как «научись понимать оперу».

Конкурс дирижеров на Вердиевском фестивале в Парме

Мы снова в Парме, где через несколько дней стартует Вердиевский фестиваль, проходящий ежегодно в октябре. Частью фестивальной программы является Международный конкурс дирижёров имени Артуро Тосканини — ещё одного знаменитого уроженца Пармы…

Музыкальный фестиваль имени Верди в Парме

Начинаем путешествовать по древней дороге Виа Эмилия, построенной римлянами в 187 году до н. э. Цель нашего путешествия — город Парма, где совсем скоро начнется Вердиевский фестиваль, который отмечает в этом году 10-летний юбилей…