Берлинский «Musik fest»
21 сентября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Осень — традиционное время начала новых сезонов концертной и театральной жизни. В разных странах и городах это происходит в разное время, давая путешественникам возможность выбирать между центрами постепенно угасающей фестивальной жизни и премьерами главных залов Европы, открывающих новый год в мире искусства…
Но, несмотря на всю видимую плавность перехода от «летнего» распорядка к «зимнему», вполне определённый «рубеж» всё же существует. Таковым является Берлинский «Musik fest», который традиционно проходит в течение трех первых недель осени. 4 сентября в Концертном зале Берлинской филармонии состоялся Первый концерт фестиваля, программа которого была выбрана весьма необычно, учитывая, что это был Концерт — открытие. В тот вечер прозвучало сочинение Яниса Ксенакиса «Номос Гамма», уникальная особенность которого — отсутствие привычной диспозиции: по замыслу автора оркестр и слушатели поменялись местами, и музыканты оказались в зале, среди слушателей. Созданное в конце 60-х годов прошлого века сочинение Ксенакиса взрывает многие каноны музыкального искусства, меняя сознание людей и их взгляд на мир. Вечным темам — жизни и смерти — были посвящены и другие сочинения, прозвучавшие в тот вечер: поэма Рахманинова «Остров мёртвых», созданная по картине Арнольда Бёклина, «Аид» Ксенакиса, предназначенный для баритона, декламирующего в сопровождение оркестра стихи Гомера и Сапфо, а также Девятая симфония Шостаковича, написанная летом 1945 года.
В этом году Берлин отмечает 20 годовщину крушения Берлинской стены. Возведённая в августе 1961 года, она окончательно прервала свободное сообщение между восточной и западной частями города, разделённого с 1948 года. Понадобилась всего одна ночь — с 9 на 10 ноября 1989 года, чтобы трёхметровая бетонная преграда рухнула, и от нее остался лишь небольшой километровый участок, каждый пролёт которого расписали художники со всего мира. Шестьсот тонн демонтированного бетона Берлинской стены пошло на строительство дорог единой Германии, остальное разошлось по всем странам и континентам в качестве сувениров. В одних только США кусков и кусочков Берлинской стены больше, чем в самой Германии. Огромные блоки стоят в Ватикане, в здании ЦРУ и даже в кафе главного офиса Microsoft.
Как и в случае с парижской Бастилией, лишь обозначенная булыжниками линия напоминает сегодня жителям и гостям Берлина, как в своё время проходила по городу эта бетонная ограда. Сначала Стена представляла собой лишь заграждение из колючей проволоки, постепенно превращаясь в бетонную громаду общей длиной более ста пятидесяти километров со сторожевыми башнями и бункерами. Известно, что за 28 лет и один день существования Берлинской стены здесь погибли около ста человек, пытавшихся нелегально перебраться через неё на территорию ФРГ — на многих участках бывшей границы сегодня установлены кресты в память жертв. Были, однако, и счастливчики, которым удалось бежать, — таких случаев было около 5 тысяч, наиболее известные — массовый исход по тоннелю длиной 149 м, полет на дельтаплане, веревка, перекинутая между окнами соседних домов. Истории незаконных эмигрантов рассказывает Музей Стены у бывшего контрольно-пропускного пункта Чекпойнт Чарли, где, в частности, выставлены автомобили с секретными отделениями, в которых людей тайно вывозили на Запад.