Премьеры летнего Люцернского фестиваля
17 сентября 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
По одной из версий, история Швейцарской конфедерации началась на лугу Рютли на берегу Фирвальдштетского, или Люцернского озера 700 лет назад, когда представители трёх крестьянских общин договорились помогать друг другу в борьбе с внешними врагами. В честь семисотлетия швейцарского вечного союза вдоль южного берега Люцернского озера был обустроен 35-километровый участок дороги, который назвали Швейцарский путь…
Он разбит на 26 частей — по числу кантонов и полукантонов, причем длина каждой части пропорциональна числу проживающих в ней граждан. Вдоль всего Пути установлены памятники и обелиски, но на историческом лугу Рютли по-прежнему одна только зелёная трава. Традиция собираться на лугу в кризисные для страны моменты сохранялась несколько веков, и последний раз это случилось в 1940 году, когда возникла угроза вторжения немецких войск. Одна из лучших смотровых площадок Швейцарии находится в 20 километрах от озера на горе Бюргеншток. К тому же это весьма респектабельный курорт, в центре которого расположена небольшая белая церковь 19 века. В неё на венчание съезжаются пары со всей страны — считается, что заключенный здесь брак будет крепким и счастливым, и в качестве примера приводят Софи Лорен, которая венчалась здесь с Карло Понти.
Однако нас по-прежнему интересует престижный Люцернский международный музыкальный фестиваль, в котором особое место занимает музыка XX–XXI веков. В этом году на фестивале 11(!) мировых премьер, что больше, чем на всех других музыкальных форумах Европы. В этом параде новинок весьма значительное место принадлежит электронной музыке, созданной при участии Люцернской Фестивальной Академии и её знаменитого арт-директора, композитора и дирижёра Пьера Булеза. С особым нетерпением ожидаются премьеры сочинений молодых композиторов-дебютантов фестиваля: Кайи Саариахо и Йорга Видмана.
Под стать программе Фестиваля и ультрасовременный Концертный зал Люцерна, построенный по проекту Жана Нувеля. Несмотря на весьма необычный дизайн, здание удивительно органично вписывается в ландшафт города. Кажется, будто оно «вырезано» из огромного кристалла, помещенного прямо в озеро, с которым соединяется неглубокими «каналами», продолжающимися в центральном холле. В прозрачном прямоугольном корпусе отражается фантастический пейзаж, прогулочные корабли и высокие струи фонтана с разлетающимися брызгами. А последний этаж — это большая обзорная терраса, которую защищает от знойного солнца сильно выдающаяся за пределы периметра здания плоская крыша. Особенно сказочный вид творение Нувеля приобретает в тёплое время года, когда вокруг рассекают мелководье ручные лебеди, воскрешая в памяти сказки Андерсена и древние легенды о рыцаре Лоэнгрине.
В Люцерне есть еще один памятник, ставший визитной карточкой города. Его называют «Умирающий лев». Это огромная фигура зверя, выбитая в отвесной скале: лев лежит, подмяв под себя щит и сломанное копье, пронзившее его насквозь, и, кажется, спит вечным сном. Грандиозный монумент был создан по проекту датского скульптора Торвальдсена в 1821 году в память о доблестных швейцарских гвардейцах, погибших в 1792 году в Тюильри, защищая жизнь и честь французского короля Людовика XVI. Будучи однажды в Люцерне и взглянув на могучее скальное изваяние, Марк Твен, с присущей ему живостью воображения, изрек: «Это, пожалуй, самая унылая и печальная скала на земле».