Главный оперный театр милана — непревзойденный Ла Скала

  • 11 сентября 2009
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Говоря о Милане, невозможно не сказать о театре Ла Скала. Главный оперный театр мира внешне совершенно не соответствует своей репутации: на вид он кажется очень маленьким и неинтересным. В начале 1778 года императрица Мария-Терезия, под властью которой находилась тогда Ломбардия, объявила о строительстве нового театра, которому предстояло затмить славу известнейших театров Италии.
Здание воздвигли на месте разрушенной церкви, которую еще в 1381 году заложила Реджина дела Скала, супруга одного из правителей Ломбардии. В ее фамильном гербе было изображение лестницы (по-итальянски «скала»), символизирующей восхождение знатного рода к славе и богатству. Архитектору Джузеппе Пьермарини пришлось строить всего за 15 месяцев: предыдущий театр «Салон Маргариты», размещавшийся прямо в Королевском дворце, сгорел дотла, и меломаны проявляли страшное нетерпение. Собственно, они-то и оплатили работы и купили участок, где стояла церковь Санта-Мария-делла-Скала — то, что от неё осталось, можно увидеть в подвальных помещениях за главной сценой театра. Любопытно, что при закладке фундамента здания театра была найдена большая мраморная глыба, на которой был изображен Пилад — знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак. Примета сбылась — «Ла Скала» стал самым знаменитым театром Европы.
Театр открылся в 1778 году оперой Сальери «Признанная Европа». В малом зале стали давать небольшие представления, на большой сцене ставились оперы, а в партере, чтобы поразвлечь благородную публику из лож, иногда даже устраивали травлю быков. Входы в аристократические ложи и в стоячий партер, предназначенный для плебса, спланированы так, чтобы зрители никоим образом не смешивались. Ложи представляли собой нечто вроде современного клуба: в них устраивали ужины, деловые встречи и любовные свидания. Оркестровой ямы не было, она появилась лишь в 1907 году, а до тех пор оркестр сидел практически в партере, за невысоким барьером.
25 сентября 1816 года Стендаль пишет в своем дневнике: «Спешу в этот первый в мире театр — он словно дышит величием и роскошью: здесь каждую минуту видишь не менее ста рядовых певцов или статистов, одетых так, как во Франции одевают актеров на первых ролях. Для одного из последних балетов сшито было сто восемьдесят пять костюмов из бархата и атласа. Затраты огромные. Театр Скала — это салон, где бывает весь город. Люди из общества встречаются лишь там: открытых приемов в частных домах не бывает. „Увидимся в Скала“, — говорят друг другу, назначая свидание по любому поводу… Я считаю Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия. В зале нет ни одной лампы: он освещен лишь отраженным от декораций светом. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем его архитектурные формы».
Зал вмещает 3 600 мест. 5 ярусов лож и галерея золотисто-яркой подковой охватывают партер. Ложи изнутри тоже выглядят почти так же, как при Габсбургах: небольшая комнатка с пятью креслами, прихожая с зеркалом и индивидуальный гардероб напротив входа. Рабочие и артисты ходят в один и тот же служебный бар — по традиции его называют камбузом (La Cambusa). В Ла Скала вообще множество морских названий: ложа прессы, например, именуется «лодкой» — Il Barcaccio. Множество других историй, связанных с театром и великими музыкантами, можно узнать в Музее Ла Скала, расположенном в правом флигеле театра. Там же можно увидеть посмертную маску Верди.
По традиции сезон в Ла Скала начинается 7 декабря, в день Святого Амвросия, покровителя Милана. На открытие сезона большинство зрителей приходят по пригласительным билетам, и лишь малая толика билетов за безумные деньги попадает в продажу. В обычные дни есть очень демократичные места в так называемой галерке, а нераспроданные билеты реализуются со скидкой в 25 процентов.

Последние выпуски программы

Специальные проекты Вердиевского фестиваля в Парме

Мы продолжаем путешествовать по итальянскому региону Эмилия-Романья. Фестиваль уже зарекомендовал себя как солидный и представительный форум. Самый оригинальный проект этого года называется «Imparolpera», что можно перевести как «научись понимать оперу».

Конкурс дирижеров на Вердиевском фестивале в Парме

Мы снова в Парме, где через несколько дней стартует Вердиевский фестиваль, проходящий ежегодно в октябре. Частью фестивальной программы является Международный конкурс дирижёров имени Артуро Тосканини — ещё одного знаменитого уроженца Пармы…

Музыкальный фестиваль имени Верди в Парме

Начинаем путешествовать по древней дороге Виа Эмилия, построенной римлянами в 187 году до н. э. Цель нашего путешествия — город Парма, где совсем скоро начнется Вердиевский фестиваль, который отмечает в этом году 10-летний юбилей…