Английские пикники в перерывах от оперы
7 января 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Представьте себе такую пасторальную картину. Цветут сады, что-то зреет в теплицах, квакают лягушки в пруду, звенят далекие колокольчики — это на пастбищах пасутся овцы, гуси и другая домашняя живность. На ухоженном лугу около старинного, заросшего зеленью замка разодетые во фраки и бальные платья дамы и господа раскладывают клетчатые пледы, достают корзинки с провизией и начинается классический английский пикник…
С той лишь разницей, что происходит он в перерыве оперного спектакля, который даётся на сцене уникального театра, в парке старинного имения, которому не меньше четырёхсот лет. И если в замок, который остаётся частным владением, пускают не всех, то в театр вход по билетам, цена которых поднимается до 400 фунтов. Вы, конечно, поняли, что речь идёт о фестивале Глайндборн, который входит в число наиболее престижных европейских оперных фестивалей. Тихая сельская жизнь, первозданная природа Сассекса — и ни души на много миль вокруг. Лужайки для пикников и поляны для игры в крикет обычно пустуют днём, но вечером, во время большого антракта, который длится полтора часа, здесь не протолкнуться. На английский пикник, к которому приглашаются все зрители, необходимыми и обязательными дополнениями являются плетеные корзины с посудой, саквояжи и пледы, а также официанты в бабочках и смокингах. Говорят, что здесь даже коровы особенные — будто бы они очень любят музыку и даже подходят во время спектаклей поближе к театру послушать оперу.
Сегодня Глайндборнский оперный фестиваль известен во всем мире. А начиналось всё с небольшого зала, в котором было около трёх сотен мест для зрителей. Позже, с ростом популярности фестиваля, количество их возрастало, а к 60-летнему юбилею было построено новое здание, вмещающее без малого 1200 меломанов.
Всякий путешественник, попадающий в Глайндборн впервые, особенно если он не является подданным Её Величества, будет потрясён полновластно правящим здесь английским духом — немыслимым для не англичанина сочетанием респектабельности и даже чопорности с непринужденной естественностью. Ведь, согласитесь, что солидные джентльмены, одетые в дорогие смокинги и бабочки, расположившиеся прямо на траве для пикника, выглядят довольно экстравагантно.
Взяв пальму первенства в конкурсе на необычность, Глайндборн побеждает своих соперников также в соревновании на продолжительность. Традиционно фестиваль проходит с мая по август, и программа составлена так, что премьеры, дебюты и выступления знаменитостей изливаются здесь как из рога изобилия на протяжении почти четырёх месяцев.
Ещё одной уникальной особенностью Глайндборна является его удивительная патриархальность. Оперная власть переходит из рук в руки столь же чинно и благородно, как и земля от отца к сыну в национальном своде прав наследования. Сегодня хозяин фестиваля — внук основателя Август Кристи, гонщик и кинооператор-экстремал, генеральный директор — Дэйвид Пикард, а музыкальный директор — представитель известной династии, дирижер русского происхождения Владимир Юровский, чей авторитет в мире оперы крепнет день ото дня, особенно после громких дебютов в «Ковент Гарден», «Опера Бастий» и «Метрополитен». В этом году именно он стоял за дирижёрским пультом во время первого спектакля новой постановки «Фальстафа» Джузеппе Верди.