Адольф Шапиро: «Однажды я понял, что жизнь — это зависимость…»
9 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость программы «Нездешние вечера» — латвийский и российский театральный режиссер, лауреат премии «Золотая маска», педагог и профессор Адольф Яковлевич Шапиро. О своем понимании театра он поведал в беседе с Еленой Камбуровой и Ириной Кленской.
Адольф Шапиро: «Существуют два типа театра. Один из них, не то чтобы пошлый, но он стремится уловить шум улицы и время, по которому живет улица. А другой театр живет по своему собственному времени. Это время в какой-то мере тоже отражает то, что происходит на улице, но не буквально. В целом я думаю, что театр должен существовать перпендикулярно улице, иначе он исчезает. От этого многое зависит — например, интонация разговора со зрителем. Скажем, когда актер чувствует, что время принадлежит не ему, а зрителю, он сразу попадает в какой-то цейтнот: делает поспешные ходы, волнуется, переживает, не скучно ли зрителю. А когда актер знает, что время на сцене принадлежит ему, то он вызывает, мне кажется, большее уважение и у зрителя. Это как у Станиславского, полёт птицы начинается с того, что птица становится гордой…».
В программе прославленный режиссер рассказывает, почему не верит в зависимость актёра («Я не испытываю сентиментальных чувств к артистам, которые играют то, „чего они не хотят“ — их никто не неволит…»); как сохранить баланс между профессией, благоприобретениями и личными творческими принципами («Отказываться от многого очень трудно, человек склонен себя оправдывать, однако я верю, что жизнь всегда оплачивает благородные деяния…»); и что в его театральной жизни начиналось как случай, а становилось судьбой («Линия закономерностей состоит из точек случайностей…»).