Сергей Женовач: «Спектакль возникает, только когда приходят зрители…»
15 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О том, как придумать спектакль и сыграть его в пространстве, из чего возникает подлинная природа театральной игры, и от кого зависит режиссер на сцене, в программе «Нездешние вечера» рассказывает художественный руководитель Театра «Студия театрального искусства» Сергей Васильевич Женовач…
Сергей Женовач родился в городе Потсдаме (Германия) в семье офицера-военнослужащего. К окончанию школы семья оказалась в Краснодаре, где он учился в Институте культуры, который успешно окончил в 1979 году. «Весь удар родительской любви пришелся на моего старшего брата, — рассказывает режиссер. — Родители возлагали на него большие надежды и уделяли ему много внимания. Я же в его тени жил своей жизнью. Из меня не делали отличника, я не учился, как он, на аккордеоне и не плавал на каноэ. Я пошел во Дворец культуры, попал в кружок массовиков-затейников, а затем в драматическую студию, где окончательно решил, что театр — это моё».
Однако настоящая история режиссера и педагога Женовача начинается в 1983 году, когда он поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (ныне — РАТИ) на курс Пеатра Наумовича Фоменко. Сразу же после окончания института Сергей Женовач начал преподавать на следующем режиссерском курсе своего педагога.
В разные годы режиссер ставил спектакли в Театре-студии «Человек», Театре на Малой Бронной, Малом Театре, МХТ им. Чехова и «Мастерской Петра Фоменко». С 2001 г. Сергей Женовач — профессор РАТИ, с 2004 г. — заведующий кафедрой режиссуры. В 2005 году он основал собственный театр, который назвал «Студия театрального искусства», где его соратниками стали — театральный художник Александр Боровский, художник по свету Дамир Исмагилов и композитор Григорий Гоберник.
В 2007 году Сергей Женовач стал лауреатом премии «Золотая маска» как лучший режиссер в драме за спектакль «Захудалый род» по Н. С. Лескову в «Студии театрального искусства». Престижной театральной премией отмечены и другие спектакли режиссера: трилогия по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» (Театр на Малой Бронной, 1995), «Битва жизни» по Ч. Диккенсу («лучший спектакль малой формы» / «Студия театрального искусства»), «Мнимый больной» Мольера («лучший спектакль большой формы» / Малый театр).
Беседа с Сергеем Женовачем на радио «Орфей» затрагивает многие нюансы театрального искусства: как работать с артистом, публикой, музыкой, автором, где искать впечатления, и как правильно их осмысливать…