Вениамин Смехов: «Высоцкому повезло, что его не считали ни поэтом, ни музыкантом…»
8 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередная встреча с Вениамином Смеховым на радио «Орфей» посвящена музыке. Артист делится музыкальными впечатлениями жизни и рассказывает о музыке, которая сопровождала его в театре…
Вениамин Смехов: «Классическая музыка — это время от времени еще и что-то из детства. Мои родители посещали консерваторию. Но тогда знанию музыки способствовало еще и отсутствие других носителей. В первую очередь это было черное „ухо“ радиоприемника и замечательные эстрадные концерты — Николая Смирнова-Сокольского, Ильи Набатова, Гелены Великановой и других. Но более всего почему-то вспоминается классическая музыка — прежде всего, конечно, Чайковский и Глинка, но также Бородин, Мусоргский и Бетховен…
<…> Когда я начал учиться в Щукинском училище, то довольно скоро оказался в компании двух замечательных актеров и людей, которые были сильно старше меня по возрасту — Александра Сабинина и Юрия Авшарова. Дети войны, они могли спеть по памяти, всю Четвертую симфонию Чайковского или, скажем, Рапсодию Листа. Это было то, чем насыщались их детские и юношеские годы. Поэтому, когда у меня появилась возможность — на деньги, скопленные со стипендии — я купил себе магнитофон «Юбилейный», и там же в магазине на Арбате рядом с Театром Вахтангова приобрел все то, что я от них слышал. Так происходило мое самообучение великой музыке. Среди прочего туда входил и Вокализ Глиэра, который я до сих пор считаю божественной музыкой…»
Потом были еще — Фортепианный концерт Грига в исполнении Мержанова, Глен Гульд, играющий партиты Баха, бетховенские сонаты в интерпретации незабвенных Рихтера и Гилельса. Незабываемым стало выступление Нины Дорлиак и только что вернувшегося из ссылки пианиста Рудольфа Керера в Малом зале консерватории.
Но театральный мир — это еще и мир совершенно особенной музыки — авторской, концептуальной, написанной или приспособленной специально для театрального спектакля.
В программе «Нездешние вечера» Вениамин Смехов рассказывает о великих композиторах «Таганки», вспоминает, как фурор спектакля «Час пик» сблизил его с «современниковцами» и о том, как по совету Юрия Визбора музыку к его «Али-Бабе» вместо Шнитке писали барды…