Юрий Норштейн: «Посмотреть „Шрека“ было для меня испытанием…»
3 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В студии радио «Орфей» режиссер Юрий Норштейн рассказывает о музыке в своих фильмах и влиянии мультипликации на сознание ребенка…
Юрий Норштейн: «С музыкой всегда очень интересно. На самом деле каждый режиссер работает по-своему, но чаще всего музыка пишется до съемок, потому что в мультипликации множество эпизодов, связанных с темпоритмом. Например, в „Цапле и журавле“ половина музыки писалась до съемок и половина во время съемок фильма, но последний вальс, который там звучит, как главная музыкальная тема, писался, конечно, до съёмок. А, снимая „Ёжика в тумане“, я приходил к композитору и объяснял, какие в каждом конкретном эпизоде будут контрастные моменты. Например, там были целые куски, которые снимались четко по музыке. Меерович мне говорил: „Вы сумасшедший — вам это так не сыграют“. Я ему отвечал: „Михаил Александрович, значит, будут играть отдельными маленькими кусочками, а мы их потом склеим“. „Ну, вы сумасшедший“, — вновь повторял он».
Многолетнее сотрудничество связало Юрия Норштейна с композитором Михаилом Мееровичем. Его музыка звучит в лучших мультфильмах режиссера — «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок». Вспоминая работу с Мееровичем Юрий Норштейн рассказывает:
«Это было необыкновенное счастье с ним работать! Правда, поначалу у нас с ним были жуткие стычки. Он всё бегал и недоумевал, что за чудовище к нему пришло, и говорил мне: „Юра, как вы работаете?! Вы непрофессионально работаете“. Я ему на первый раз принес эскизы — для него это уже было странно. Я объяснял: „Понимаете, я вам принес эскиз для того, чтобы вы поняли тональность музыки. Потому что дело не только в мелодии, но и в том, чтобы тональность просачивалась сквозь изображение, растворяясь в нем“. Это для него было в новинку. Мы с ним сильно ругались, но затем притерпелись друг к другу и работали уже постоянно…»
Неизменно выражающий восхищение работами изобретателя «игольчатого экрана» Александра Алексеева, Юрий Норштейн использует в своей работе технику многоярусной перекладки изображения, что придаёт мультфильмам эффект трёхмерного изображения; и, несмотря на нынешний век высоких технологий, наотрез отказывается пользоваться анимационной компьютерной графикой. Размышляя о лидерах современной анимации, режиссер отмечает:
«Мультипликаторы в „Шреке“ работают блестяще — это такой высочайший уровень одушевления! Но им не хватает одного — им не хватает такта отказаться. Вообще, отказаться гораздо более серьезная проблема в творческой работе, нежели придумать. У меня, когда идёт, так идёт невообразимой лавой! А вот отказаться во имя целостности всегда очень трудно. В „Шреке“ все блестяще, но постановщики настолько переувлеклись фактурой, что это становится агрессией для глаза. Ребенок после просмотра этого мультфильма не способен что-либо рассказать и сформулировать для себя. Мне кажется, здесь уже потеряно чувство подлинности…»