Юлия Рутберг: «Искусство — это сопромат…»
13 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вторая встреча с Юлией Рутберг на радио «Орфей» посвящена театральным и жизненным институтам артистки. Пройдя путь от бесперспективной студентки театрального училища до примы Вахтанговского театра, сегодня Юлия Рутберг однозначно заявляет: «Дорого только то, что дается с борьбой и преодолением…»
В юности Юлии катастрофически не везло в театральных начинаниях. Её — дочь знаменитого Ильи Рутберга — не хотели принимать ни в одни театральный институт. «Меня никуда не брали, — вспоминает артистка. — Мне сказали „нет“ Васильев, Эфрос, Остальский, Голубовский…».
Заветной мечтой Юлии Рутберг было Театральное училище имени Бориса Щукина. Первый провал в вожделенную «Щуку» закончился тяжелейшим душевным срывом. «Я пришла домой, сбросила пальто и просто легла на пол, — рассказывает артистка. — Мои родители легли рядом, взяли меня в круг и лежали вместе со мной. Я выжила, но эти два дня были одними из самых страшных в моей жизни».
Юлия поступила в ГИТИС, где проучилась два года, а потом, наконец, прошла отбор в обожаемое Щукинское училище, блистательно исполнив театральные этюды. «Это было такое завоевание и такое восхождение!», — до сих пор с трепетом и блеском в глазах вспоминает она.
Среди своих любимых педагогов в училище Юлия называет — руководителя своего курса Аллу Александровну Казанскую («Это моя Божья Матерь…»), Владимира Георгиевича Шлезингера («Потрясающий человек, комильфо, просто атмосфера на ножках Щукинского училища!..») и Юрия Васильевича Катина-Ярцева, который впервые обратил внимание артистки на то, что её «недостатки могут быть гораздо выразительнее, чем достоинства».
«Юрий Васильевич, я уродина, у меня такой длинный нос», — плакала Юлия. «Поверь мне, у тебя прекрасное классическое лицо», — возразил Катин-Ярцев и отправил юную артистку в Пушкинский музей изучать римские и греческие профили.
Каждодневное преодоление, упорство и невероятная пылкость в работе привели к тому, что на выпуске Юлии Рутберг, с трудом поступившей в институт, сделали предложения сразу несколько ведущих московских театров. Началась головокружительная театральная жизнь…
Оглядываясь назад, Юлия констатирует: «Для того чтобы остаться живым человеком, нужно уметь противостоять и бороться за то, что тебе дорого. Этого очень не любят режиссеры, но они это бесконечно ценят…»