Михаил Левитин: «Я испытываю невероятное отвращение к забвению…»
21 июля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Елены Камбуровой и Ирины Кленской в программе «Нездешние вечера» — российский театральный режиссер и драматург, народный артист России, художественный руководитель театра «Эрмитаж» — Михаил Левитин…
После окончания режиссёрского факультета Российской академии театрального искусства (тогда — ГИТИС, курс Ю. А. Завадского, 1969) молодой Михаил Левитин был приглашен в один из знаменитейших московских театров — на Таганке самим Юрием Любимовым.
Сам режиссер так вспоминает об этом: «Это был подъемный период Юрия Петровича — первые шесть лет театра, когда он был вдохновлен искусством, его интересовали новые люди, а если он слышал какие-то интересные идеи, тут же отзывался. В своей жизни я имел дело с разным Любимовым, но тот Любимов был просто замечательный…»
К концу 1970-х Михаил Левитин осуществил более десяти постановок. И ни одна из них не прошла тихо-скромно, без резонанса в театральной среде. «Синяя птица» Мориса Метерлинка (Рижский ТЮЗ, 1968), «ПеппиДлинныйчулок» по Астрид Линдгрен (Московский ТЮЗ, 1969), «Концерт для…» по Михаилу Жванецкому (Ленинградский Театр Комедии, 1973), «Мерси, или Похождения Шипова» по Булату Окуджаве (Рижский ТЮЗ, 1974), «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой (ЦТСА, 1975), «Странствия Билли Пилигрима» по Курту Воннегуту (ЦТСА, 1976).
Левитин ворвался в театр «застойной» эпохи как художник свободной фантазии, энергичный, изобретательный, лёгкий. И как бы не замечающий тех официозных установлений, с которыми требовалось считаться. Вместе с Михаилом Филипповым и Сергеем Пономарёвым он создаёт в Курчатовском институте полулегальную Студию буффонады, где репетирует «На Западном фронте без перемен» по Ремарку. И ещё одну студию, скитавшуюся по клубам и подвалам, где собрались молодых энтузиасты (впоследствии — известные мастера): Лия Ахеджакова, Всеволод Абдулов, Светлана Брагарник, Иван Дыховичный, Ольга Остроумова, Альберт Филозов, Ольга Широкова, Михаил Янушкевич…
С этим багажом он и приходит в 1978 году московский Театр миниатюр. Спустя почти десять лет с преобразованием театра в Московский театр «Эрмитаж», становится его главным режиссёром, а с 1990 года — художественным руководителем.
В «Нездешних вечерах» на радио «Орфей» Михаил Левитин вспоминает годы бурной и творчески насыщенной молодости — когда художникам приходилось бороться с идеологией, а артистическое братство было крепким, как никогда. О том, куда уходят теплые времена, и чем опасны деньги, режиссер размышляет в программе…