Музыкальные антидепрессанты: «Жар-птица» Игоря Стравинского
25 мая 2016
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Плохая погода не повод придаваться унынию и грустить. Вместе с Михаилом Казиником продолжаем бороться с хандрой с помощью целительной силой музыки. И в этом выпуске программы ведущий делится своим самым любимым сказочным произведением Игоря Стравинского, балетом «Жар-птица».
Стравинский создавал свою Жар-птицу по заказу Сергея Дягелева для его «Русских сезонов в Париже». Премьера балета состоялась на сцене театра Гранд-Опера 25 июня 1910 года.
Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Первоначально написанием музыки для балета занимался композитор Анатолий Лядов, но из-за слишком медленной работы над произведением Дягелев передал заказ Стравинскому. Этот балет сделал Стравинского известным, а также положил начало сотрудничеству между Дягилевым и Стравинским, в результате которого появились балеты «Петрушка» и «Весна священная». Композитор сам присутствовал на репетициях и помогал Тамаре Карсавиной разобраться с ритмом и сложным музыкальным рисунком.
Музыка балета — ярко красочная, наполненная оркестровыми эффектами, хотя и написана еще в традициях Римского-Корсакова, уже несет на себе отпечаток неповторимой индивидуальности автора. Сумрачные «ползущие» звучания Вступления рисуют зачарованный сад Кащея, его зловещее царство. «Пляс Жар-птицы» фантастичен, причудлив, с изобретательно варьируемой красочной оркестровкой. В медленном, женственном «Хороводе царевен» Стравинский использует русскую народную песню «По садику». Музыкальный колорит напоминает здесь «Волшебное озеро» Лядова с его тончайшей звукописью. «Поганый пляс Кащеева царства» — зловещий, словно неживой танец, красочен, насыщен острыми ритмическими перебивками, исполненными дикой стихийной силы и пульсирующими на протяжении почти всего номера.