Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы
10 июня 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта — чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?.. О том, когда пауза — самая красивая музыка, а повторение мотива подобно разрушению…
Михаил Казиник: «...У меня складывается такое ощущение, что в Фантазии до-минор Моцарт как будто пишет свою биографию, характеристику всего своего творчества. Рядом с достаточно легкомысленной музыкой страшнейшие пласты — какие-то вскрытия тайных печатей. Начиная даже с самого начала, это же явный знак Дьявола — эти первые росчерки…»
Впрочем, Фантазию Моцарта Михаил Казиник и Алексей Ботвинов разбирают буквально по тактам. Отдельной темой проходит в передаче анализ музыки пауз композитора — каково их смысловое значение, и что станет с произведением, если убрать из него разом все паузы?
Михаил Казиник: «Меня всегда удивляет в этом сочинении одна вещь — совершенно невероятная энциклопедия пауз.<…> Потому что после того, что он только что сказал, ему просто чисто драматургически необходимо уйти в никуда, в нирвану. У Моцарта с его тягой к красоте повторение одного и того же мотива в трех октавах — это разрушение. Тогда получается, что вся его прекрасная, сказочная, нечеловеческая музыка приходит к какому-то отрицанию самого себя. Поэтому здесь Моцарт после этой гигантской красоты мелодии вдруг растворяется — у него ничего не остается. И ему ничего не остается сделать, как воссоздать в музыке тишину…»