Музыкальные антидепрессанты: Четвёртая симфония Йозефа Гайдна
30 марта 2016
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник продолжает борьбу с хандрой и плохим настроением с помощью, конечно, музыки. И в этом выпуске программы вы услышите четвёртую симфонию Йозефа Гайдна и сможете на себе почувствовать её исцеляющую силу.
Михаил Казиник: «Вся его жизнь выстроена так, чтобы музыка была очень энергетичной, в большей степени невероятно радостной и гармоничной. Если бы не миф о Моцарте, вся история с чёрным человеком, с реквиемом, с очень ранним взрослением и формированием… Вот эта вот мифилогизированность сознания, то есть связь с тем, что у Моцарта в жизни были какие-то невероятные моменты, а явление Моцарта, странного, неожиданного, рано созревшего, рано умершего, мистического, появилось в эпоху романтизма. То есть романтизм, простите за тавтологию, романтизировал Моцарта. Так вот если бы не эти подробности Моцартовской биографии, то первым, абсолютно величайшим венским классиком был бы, конечно же, не Моцарт, а Гайдн».
Свою первую симфонию Гайдн написал в 1759 году, когда в этом жанре уже существовало и продолжало создаваться множество произведений. В академическом издании насчитывается 104 симфонии, хотя на самом деле их было больше. Первые симфонии Гайдна относятся еще к тому периоду, когда усилиями различных национальных школ формировался европейский классический симфонизм, — и ранние симфонии Гайдна наряду с симфониями мангеймских мастеров явились важным звеном в процессе формирования стилистических основ зрелого симфонизма венской классической школы.Ранние симфонии Гайдна еще ничем по существу не отличаются от камерной музыки, которую он писал одновременно, и почти не выходят из рамок обычных для той эпохи развлекательно-бытовых жанров.
Богатый и сложный мир гайдновских симфоний обладает замечательными качествами открытости, общительности, направленности на слушателя. Основной источник их музыкального языка — жанрово-бытовые, песенные и танцевальные интонации, иногда непосредственно заимствованные из фольклорных источников. Включенные в сложный процесс симфонического развития, они обнаруживают новые образные, динамические возможности. И если поздние симфонии, которые пришлись на конец 60-х — начало 70-х годов, были минорными, то в ранних присутствуют юмор и танцевальные ритмы.