Одарённый Джордже Энеску
2 декабря 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник продолжает свой рассказ о великом румынском скрипаче, композиторе, дирижере и пианисте, Джордже Энеску.
«Я без колебаний помещаю его в самый первый ряд композиторов нашей эпохи… Это относится не только к композиторскому творчеству, но и ко всем многочисленным аспектам музыкальной деятельности гениального художника — скрипача, дирижера, пианиста… Среди тех музыкантов, которых я знаю. Энеску был наиболее многогранным, достигшим в своих творениях высокого совершенства. Его человеческое достоинство, его скромность и моральная сила вызывали во мне восхищение…», — говорил про Джордже Энеску П. Казальса.
Блестящая и многосторонняя одаренность юного румына, окончившего обе консерватории с высшими знаками отличия (в Вене — медаль, в Париже — Гран при), неизменно отмечалась его педагогами.
Специфику стиля Энеску составляет синтез народно-национального начала с традициями близкого ему романтизма (особенно сильно сказалось воздействие Р. Вагнера, И. Брамса, С. Франка) и с достижениями французского импрессионизма, с которым он сроднился за долгие годы жизни во Франции (он называл эту страну своей второй родиной). Олицетворением национального для него прежде всего был румынский фольклор, который Энеску глубоко и всесторонне знал, высоко ценил и любил, считая его основой всего профессионального творчества.
В народном музыкальном мышлении коренятся все основы стиля Энеску — мелодика, метроритмические структуры, особенности ладового склада, формообразование.
Михаил Казиник: «Его душа, юная, живая, активная, влюблённая в жизнь, была совершенно неповторима. И смерть его не была естественным завершением, закатом, а как удар молнии, которая свалила гордый дуб. Так ушёл из жизни Джордже Энеску».