Кому завидовал Рубинштейн?
25 ноября 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Есть личности, про которые нельзя сказать «он скрипач», или «он пианист», их искусство как бы поднимается «над» инструментом, с помощью которого они выражают свое отношение к миру, мысли и переживания; есть личности, которым вообще тесно в рамках одной музыкальной профессии. К числу таких принадлежал Джордже Энеску, великий румынский скрипач, композитор, дирижер, пианист.
Энеску — гордость музыкальной культуры Румынии, художник, кровно связанный всем своим искусством с родной страной; вместе с тем, по масштабам деятельности и вкладу, который он внес в мировую музыку, его значение выходит далеко за национальные границы.
«У Энеску-скрипача была одна важная особенность — это исключительная выразительность артикуляции смычка, — говорил о нём Давид Фёдорович Ойстрах, — к которой нелегко примениться. Речевая декламационная выразительность была присуща каждой ноте, каждой группе нот».
В Румынии, родине Джорже Энеску, скрипка — любимейший инструмент народа. Отец будущего музыканта владел ею, впрочем в весьма скромных масштабах, играя в свободное от служебных обязанностей время. Маленький Джордже любил слушать отца, но особенно поразил его воображение цыганский оркестр, который он услыхал, когда ему было 3 года. Музыкальаость мальчика заставила родителей отвезти его в Яссы к Кауделле, ученику Вьетана.
Начатки нотной грамоты мальчику преподал один инженер, живший по соседству, и когда в доме появилось пианино, Джордже принялся сочинять пьески. Так Энеску стал увлекатться одновременно игрой на скрипке и фортепиано…