Соната-наваждение Эжена Изаи и Фриц Крейслер
18 ноября 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В сегодняшнем выпуске программы Михаил Казиник рассказывает сразу о двух скрипачах-композиторах: мы завершаем наш разговор об Эжене Изаи и начинаем о Фрице Крейслере.
Заканчивая историю жизни и творчества Эжена Изаи, Михаил Казиник предлагает своим слушателям ещё две части второй из шести его сонат для скрипки соло.
Михаил Казиник: «Соната-наваждение. То есть соната, которая появилась под воздействием величайших скрипачей и композиторов прошлого. Смысл наваждения в первой части, которую вы услышите, в ней вдруг неожиданно появился Бах, фрагмент из его прелюдии для скрипки соло из партиты ми мажор, потом музыка Изаи, потом снова фрагмент из партиты, потом снова музыка Изаи!.. И он так потрясающе пишет, что возникает ощущение единого стиля, хотя понятно, что это перекличка в интервале в 200 лет…».
Имя Фрица Крейслера не случайно стоит рядом с Изаи. Эти два великих и талантливых скрипача-композитора последние великие романтики скрипичной музыки.
В творчестве Крейслера продолжали развиваться традиции виртуозно-романтического искусства XIX века, преломлённые через призму мировоззрения новой эпохи. При этом он смог во многом предвосхитить интерпретаторские тенденции современности, которые сейчас больше тяготеют к свободе и субъективизации трактовки. Продолжая традиции Штраусов, И. Лайнера, венского городского фольклора, Крейслер создал многочисленные скрипичные шедевры и обработки, широко популярные на эстраде…