Романтическая идея Гайдна

3 июня 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник продолжает размышлять о мире симфонической музыки и эволюции симфонического оркестра в творчестве разных композиторов. На этот раз нас ждет встреча с оркестром первого в плеяде венских классиков — Йозефа Гайдна…
«В искусстве мы всегда у цели», — говорит Михаил Казиник. — Скажем, математика времен Баха проще математики времен Шостаковича, но музыка времен Шостаковича не сложнее музыки Баха».
Однако барочный оркестр всё-таки проще, чем оркестр поздних венских классиков или романтиков. Чтобы понять это — рассмотрим оркестр Йозефа Гайдна на примере его знаменитой Симфонии № 45 — «Прощальной».
Михаил Казиник: «Музыка первой части этой симфонии выходит за пределы всех традиций ранней венской классики. Что делает Гайдн? К барочной струнной группе оркестра он добавляет духовые инструменты — два гобоя, фагот и две валторны. Они-то вместе со струнными создают невероятный драматизм первой части симфонии».
Однако у этого нововведения была и другая задача. Ведь в конце произведения композитор повторяет весь процесс в обратной последовательности. Что из этого вышло — узнаете в программе…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.