Романтическая идея Гайдна
3 июня 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник продолжает размышлять о мире симфонической музыки и эволюции симфонического оркестра в творчестве разных композиторов. На этот раз нас ждет встреча с оркестром первого в плеяде венских классиков — Йозефа Гайдна…
«В искусстве мы всегда у цели», — говорит Михаил Казиник. — Скажем, математика времен Баха проще математики времен Шостаковича, но музыка времен Шостаковича не сложнее музыки Баха».
Однако барочный оркестр всё-таки проще, чем оркестр поздних венских классиков или романтиков. Чтобы понять это — рассмотрим оркестр Йозефа Гайдна на примере его знаменитой Симфонии № 45 — «Прощальной».
Михаил Казиник: «Музыка первой части этой симфонии выходит за пределы всех традиций ранней венской классики. Что делает Гайдн? К барочной струнной группе оркестра он добавляет духовые инструменты — два гобоя, фагот и две валторны. Они-то вместе со струнными создают невероятный драматизм первой части симфонии».
Однако у этого нововведения была и другая задача. Ведь в конце произведения композитор повторяет весь процесс в обратной последовательности. Что из этого вышло — узнаете в программе…