«Парадоксальная» увертюра русской музыки

6 мая 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник обещает, что в нынешней передаче мы с вами услышим «одно из самых парадоксальных музыкальных произведений, связанное с одним из самых парадоксальных периодов русской истории»…
В конце мая 1880 года Петру Ильичу Чайковскому его издатель Юргенсон сообщает, что Н. Г. Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года. Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II. Заказ Рубинштейна предполагал и третий вариант — кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве. В одном из ответных писем Юргенсону Чайковский откровенно пишет: «Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение».
А в письме к Н.Ф.фон Мекк композитор признавался: «Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет».
По окончании работы на титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский». И в конце рукописи: «Каменка. 7-го ноября 1880 г.»
Михаил Казиник: «Самое удивительное, что Чайковский действительно писал музыку просто по заказу, безо всякого чувства любви. Только представьте себе — всё против того, чтобы получилась замечательная музыка. И она получилась. Более того — получилось одно из самых патриотичных сочинений не только в русской, но и всей мировой культуре».
Михаил Семенович убежден что дело здесь не только в гении композитора, но и в том, что сама война 1812 года — весьма своеобразная война, «вся построенная на парадоксах»…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.