Музыка для будущего: встреча с самым загадочным
15 октября 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Сегодня я хочу поговорить об одном композиторе, чья музыка в программе будет звучать всего лишь пять минут, но перед этим я постараюсь раскрыть всю возможную глубину того, что вы услышите». Михаил Казиник открывает рассказ об Америке и об одной из ключевых фигур американской академической музыки…
Михаил Казиник: «Чарльз Айвз родом из маленького американского городка, может быть, сам того не зная, предвосхитил всю музыку будущего. И тут я ничего не преувеличиваю. Судите сами… Полистилизм — то есть одновременное существование разных стилей в одном произведении. Полиритмия — то есть одновременное существование разных ритмов в одном произведении. Политональность — когда идущие мелодии и линии могут находиться в совершенно разных, порой очень далеких друг от друга, тональностях. И еще много чего поли-. Даже алеаторика — дословно „игра в кости“; в какой-то момент он просто разбрасывал на столе кости и писал ноты по порядковым номерам, выпавшим на кубиках. Он же подготовил поздних импрессионистов. Он задолго до Шенберга ввел 12-тоновую систему. Задолго до Стравинского именно он показал, как остроумно могут звучать в одно и то же время, но в разных измерениях духовой оркестр, хорал местной церкви и пустячные флейты, разыгрывающиеся где-то там. Он мог говорить с космосом, землей и небом…»
Итак, впереди вас ждут встречи с «самым загадочным композитором за последние триста лет»!