Ценителям музыкального юмора посвящается
24 сентября 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Он научил мир смеяться серьезно, думать и улыбаться, он научил мир играть во все игры — музыкальные, интеллектуальные, художественные, творческие…», — Михаил Казиник продолжает рассказ о гении и фокуснике Игоре Стравинском…
Михаил Казиник: «Стравинский пишет балет „Поцелуй феи“ на музыку П. И. Чайковского. Стравинский пишет „Dumbarton Oaks“ — это уже джазовая музыка. Стравинский пишет православные песнопения, и это настоящие православные песнопения, только там внутри всюду чуть-чуть приперчено Стравинским. Он пишет „Симфонию псалмов“, и это одна из лучших симфоний ХХ века. Он пишет „Петрушку“, и это один из лучших балетов ХХ века. Он пишет „Весну священную“, и это переворот во всем композиторском мышлении ХХ века. Он обращается к барочной музыке — восстанавливает дух барокко и античности; неслучайно у него в скрипичном концерте появляются эклоги — обращение к древним хорам и древнему знанию. Такое впечатление, что Стравинский маг, остроумец, шутник, пародист… Весь ХХ век заполнен им, а сам он обращается ко всем прошлым векам и тысячелетиям…»
Мы слушаем Сюиту из балета «Пульчинелла», где, по мнению Михаила Казиника, соединилась «энергия Джованни Батисты Перголези, театра масок комедии Дель Арте и гения композитора-шахматиста Игоря Фёдоровича Стравинского».
А еще вы узнаете, что такое кводлибет, кто снабдил Гольдберг-вариации «капустой и репой», и почему все музыкальные гении не отказывали себе в удовольствии над кем-нибудь подшутить…