Музыка с просветительской целью

20 августа 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник продолжает рассказывать о том, как породнились Пёрселл и Бриттен, и как из этого содружества на свет появилось одно из самых лучших произведений мировой музыки. Это знаменитый «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена на тему Генри Пёрселла…
Михаил Казиник: «Бриттен взял тему Пёрселла — чудесную тему, очень энергетичную, очень сильную, и с неё начал. По сути, он написал Тему с вариациями и фугой. Так это называется официально. Но то, что я сейчас скажу, всех вас очень обрадует — за какие-нибудь семнадцать минут мы с вами пройдем самый удивительный путь во всей истории музыки.
Как выстраивает свою тему и вариации гениальный Бенджамин Бриттен?
Итак, сначала звучит тема, потом эта же тема звучит в исполнении различных групп оркестра: сначала деревянных духовых, потом медных духовых, потом струнных, потом ударных, и в завершении опять все вместе — Тутти — они играют эту мелодию. Затем начинается безостановочное знакомство со всеми музыкальными инструментами симфонического оркестра: начинают играть флейты и флейты-пикколо, потом гобой, потом кларнет, потом фаготы, валторны; затем очередь струнных — скрипки, альты, виолончели, контрабасы; потом арфа, потом начинаются медные духовые — валторны, трубы, тромбоны и туба, потом ударные — их вообще тысячи! (У Бриттена их звучит еще немного — всего штук сорок-пятьдесят).
Затем начинается самое большое чудо, какое только может быть на земле — фуга. В переводе с латыни «фуга» означает «бег». И Бриттен действительно дает нам настоящую фугу, которая бежит на всех парах — все инструменты бегут, торопятся, спешат, они свистят и щебечут, как птички, они поют, они дразнятся, они… Это что-то невероятное! Причем опять в том же самом порядке каждая группа инструментов играет эту тему сначала (флейты, гобои, кларнеты, фаготы, валторны, струнные и т. д.). Это фуга, к которой в течение двух минут присоединяется огромное количество голосов, и уже кажется, что звучит вся Вселенная!
И вдруг снова чудо — когда весь оркестр верещит, свистит, поет, трещит, смеется, грохочет… в этот момент появляется ТЕМА — та самая, с которой всё это начиналось, соединяясь со всеми голосами фуги. Подобного история музыки еще не знала!»
Что вытворил удивительный Бриттен, вы услышите в нынешней передаче, а разобраться с тем, что и к чему, вам поможет Михаил Казиник!

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.