По следам Пера Гюнта (продолжение)
23 июля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вместе с Михаилом Казиником слушаем вторую сюиту Эдварда Грига из музыкальных зарисовок к драме Ибсена «Пер Гюнт». Паралелльно размышляем о том, что роднит всех романтиков мира, и каких вершин в романтизме достиг норвежец Григ…
Михаил Казиник: «Подлинное отношение к фольклору, к народному творчеству, к духу своего народа продемонстрировали романтики, и особенно романтики второй половины XIX века. Это было невероятное поветрие во многих странах, которые шли похожими путями, пережив влияние барокко, Венской классической школы, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Неожиданно в музыке появились гении, для которых дух народа и дух своей страны стал определяющим. Так, в славянских странах это были композиторы „Могучей кучки“ в России, Дворжак и Сметана в Чехии. Когда вы слушаете музыку этих великих композиторов, то вы ощущаете славянский пульс, подобно тому, когда Пастернак писал после Второй мировой войны о „заплаканных очах славянства“. Когда мы слышим „Славянские танцы“ Дворжака, невероятные обороты оперы Сметаны „Проданная невеста“, музыку Мусоргского, потрясающий русский „Плач Ярославны“ из оперы „Князь Игорь“ — во всём этом мы чувствуем, что романтики построены и существуют прежде всего на постижении духа своего народа. Одним из величайших романтиков, подлинным народным композитором, был Эдвард Григ. Это пример того, как, ни на секунду не изменяя национальному духу своей страны… Причем я имею в виду не только народные интонации, а то, насколько Григ был потрясен красотой Норвегии. Тот, кто побывает там, сразу поймет, в чем дело: это не страна — это какой-то эксперимент Господа Бога: это взлеты, невероятные климатические смены, безумные стихии природы, это страна, где в одно и то же время внизу цветут рододендроны, а наверху — вечная мерзлота, там, где никогда не распустилась, не лопнула ни одна почка. Всё это в музыке, в ощущениях — в ощущениях моря, гор, чувстве высот, понимании того, что это поистине невиданный мировой эксперимент…».
Посмотрим и мы на музыку «Пер Гюнта» с этой стороны…