На подступах к романтизму, или кое-что о «Форели»
19 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В третьей программе о Франце Шуберте Михаил Казиник раскрывает секреты «Форели» и рассказывает о том, почему эта пьеса, преобразившаяся потом в целый квинтет, обрела столь невероятную популярность не только при жизни композитора, но и во всей последующей истории музыки…
Песня «Форель» (нем. — «Die Forelle») была написана Шубертом на стихи немецкого поэта и музыканта Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта. Простейший, но изысканный аккомпанемент обыгрывает, по сути, озорную песенку про рыбную ловлю. «Однако в ней куда больше смысла, чем может показаться на первый взгляд», — убежден Михаил Казиник. Недаром всего через пару лет из этой игривой пьесы родился один из самых известных камерных ансамблей XIX века.
Михаил Казиник: «После того, как Шуберт написал эту музыку, прошло и сто, и сто пятьдесят лет, а эта песня звучанием всего две с небольшим минуты, стала не только одним из символов творчества композитора, но и вообще символом музыки последних столетий. Шуберт и сам почувствовал, что написал что-то не совсем обычное даже для себя, и через какое-то время создал квинтет — музыку для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано — вошедший в историю под названием „Форельный“. Название сочинению дала одна из его частей, представляющая собой вариации на тему ранее написанной песни. Возникает вопрос, почему же Шуберт вновь обратился к ней — довольно редкий случай, когда композитор берет собственную мелодию, проходит с ней через некий отрезок жизни и в конечном итоге пишет одно из самых гениальных творений в области камерной музыки. Зачем Шуберту опять понадобилась эта мелодия?..»