Преображающая музыка Шуберта
12 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Более неземной музыки трудно себе представить», — говорит Михаил Казиник о Франце Шуберте. Во второй программе о великом классике, вас ждет «самая радостная музыка на свете», напоминающая о Моцарте, а еще — полёт бабочек в райских кущах, песня австрийского крестьянина и многоликая Вена…
Михаил Казиник: «Вы услышите симфонию, которая завершила цикл из пяти юношеских симфоний Шуберта. Все эти симфонии не драматичны в традиционном понимании — они моцартовские. Ведь Шуберт вызрел как последователь Моцарта, как человек, которому более всех было жутко от того, что ушел Моцарт и ушел Бетховен. Ему было очень важно знать, что они есть, поэтому всё ранее творчество Шуберта — это своего рода реинкарнированный Моцарт. С Моцартом Пятую симфонию роднит еще и то, что она написана в тональности си бемоль мажор. Для не музыкантов замечу — в музыке у каждой тональности (минорной или мажорной) есть параллельная ей тональность (минорная или мажорная) — так сказать, самый близкий родственник. Иными словами, у каждой мажорной тональности есть параллельная минорная тональность, у которой столько же знаков при ключе, и наоборот. Так вот си бемоль мажор шубертовской Пятой симфонии — это параллельная тональность соль минору моцартовской Сороковой. И это не случайно: моцартовская Сороковая симфония написана в миноре, и главная тема, которую все так любят, обладает значительной долей печали, одиночества, осеннего настроения. Да, моцартовская музыка бесконечна и многозначна, там намешано много всего, но всё-таки это печальный соль минор. И вот Шуберт, девятнадцатилетний, еще совсем юный, радостный и гармоничный, пишет музыку, исполненную невероятной радости. Здесь есть элементы и драматизма, но в основном эта музыка поразительно светла и совершенна. Человек не может не стать лучше, услышав эту музыку. Без этой музыки человек другой…»