Преображающая музыка Шуберта

12 марта 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Более неземной музыки трудно себе представить», — говорит Михаил Казиник о Франце Шуберте. Во второй программе о великом классике, вас ждет «самая радостная музыка на свете», напоминающая о Моцарте, а еще — полёт бабочек в райских кущах, песня австрийского крестьянина и многоликая Вена…
Михаил Казиник: «Вы услышите симфонию, которая завершила цикл из пяти юношеских симфоний Шуберта. Все эти симфонии не драматичны в традиционном понимании — они моцартовские. Ведь Шуберт вызрел как последователь Моцарта, как человек, которому более всех было жутко от того, что ушел Моцарт и ушел Бетховен. Ему было очень важно знать, что они есть, поэтому всё ранее творчество Шуберта — это своего рода реинкарнированный Моцарт. С Моцартом Пятую симфонию роднит еще и то, что она написана в тональности си бемоль мажор. Для не музыкантов замечу — в музыке у каждой тональности (минорной или мажорной) есть параллельная ей тональность (минорная или мажорная) — так сказать, самый близкий родственник. Иными словами, у каждой мажорной тональности есть параллельная минорная тональность, у которой столько же знаков при ключе, и наоборот. Так вот си бемоль мажор шубертовской Пятой симфонии — это параллельная тональность соль минору моцартовской Сороковой. И это не случайно: моцартовская Сороковая симфония написана в миноре, и главная тема, которую все так любят, обладает значительной долей печали, одиночества, осеннего настроения. Да, моцартовская музыка бесконечна и многозначна, там намешано много всего, но всё-таки это печальный соль минор. И вот Шуберт, девятнадцатилетний, еще совсем юный, радостный и гармоничный, пишет музыку, исполненную невероятной радости. Здесь есть элементы и драматизма, но в основном эта музыка поразительно светла и совершенна. Человек не может не стать лучше, услышав эту музыку. Без этой музыки человек другой…»

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.