Бетховенские контрасты: античные вершины, юмор и ярость
26 февраля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник представляет третью заключительную передачу о великом венском классике Людвиге ван Бетховене — исполине музыки XIX века и античном герое по широте своего художественного размаха. Вас вновь ждут контрасты: Романс для скрипки с оркестром и фортепианное рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»…
«То, что вы сейчас услышите, — предвосхищает Михаил Казиник Второй скрипичный романс классика, — ассоциируется у меня с великой греческой скульптурой и римскими копьями, чистотой мрамора, красотой человеческого тела и его божественным началом, великолепием форм и невиданной пластикой. Это — музыка, доведенная до совершенства, до абсолютной красоты и гармонии. Титан Бетховен здесь неожиданно оказывается самым чутким и слышащим…»
В совсем иные сферы нас увлекает неистовое Рондо-каприччио соль мажор:
«Это великая бетховенская шутка, — отмечает музыковед, — бессмертная шутка гения и громовержца, написанная для одного лишь рояля. И каждый раз пианисты соревнуются друг с другом, кто сыграет её остроумнее, забавнее, задорнее: у кого проявится то самое бетховенское чувство юмора, приправленное щедрой порцией ярости?..»