Античный мир в музыке Бетховена

19 февраля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Только одного композитора я любил всегда, — напоминает Михаил Казиник, — это Людвиг ван Бетховен. Я могу себе представить музыку без любого композитора, но только не без него…». Причин тому было озвучено уже немало, «но особо примечательно, — подчеркивает музыковед, — то, что в музыке Бетховена впервые зазвучала античная эпоха»…
Михаил Казиник: «Музыка не могла быть спутницей античного мира, потому что тогда она еще не звучала как многоголосие и гармония. Необходимо было, чтобы история музыки прошла тот же путь, что и история других искусств. Античный мир был давно позади. И, тем не менее, на земле так и не появилось композитора — ни до Баха, ни во время Баха, ни сам Бах, ни после Баха — который бы соответствовал великому античному полису: идеям Платона и Сократа, Аполлона и Диониса. Об аполлоническом и дионисийском началах любого из искусств впоследствии будет говорить великий Ницше, после которого уже невозможно думать об искусстве иначе. Аполлон — бог солнца, дающий животворящие солнечные лучи, благодаря которым все на свете расцветает и преображается. Под палящими лучами солнца созревает и виноград, из которого потом делают охмеляющее вино. И тут уже в силу вступает другой бог — Дионис: бог вина, опьянения, музыки, танцев, страсти и безумия. А всё началось с Аполлона… Так связаны между собой солнце и вызревший виноград, Альфа и Омега, сиющий Аполлон и буйствующий Дионис.
Так вот для меня Бетховен — единственный композитор, который включает в себя всё. Он аполлонический и он же — диониссийский…»
А убедиться нам в этом поможет, конечно же, музыка…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.