Познавая Моцарта…
22 января 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В своих передачах Михаил Казиник не раз обращался к дарованию Моцарта. «Однако на этот раз, — обещает музыковед, — я попытаюсь открыть такие глубины, о которых молчат даже книги…»
Михаил Казиник: «Отношение к Моцарту может меняться на протяжении жизни множество раз — от безумной любви, потому что Моцарт это уже даже не композитор, а целый эффект, до того, когда начинает казаться, что все мелодии Моцарта в одно ухо влетают, а из другого вылетают. Так обычно происходит, когда подряд играют монографические циклы композитора. Например, все симфонии Моцарта. А ведь сюда входят и большие грандиозные симфонии, и маленькие проходящие симфонии, и симфонии-дивертисменты, записанные по-быстренькому на заказ — и всё это тоже Моцарт. Но одно дело, когда музыка пишется по заказу на послезавтра, и совсем другое — музыка, созданная в прямом контакте с Богом и Вселенной. Всё равно Моцарт — один из самых гениальных людей, которые когда-либо жили на земле; уже не композиторов, а просто людей — творцов, деятелей, независимо от материала для ваяния. Если бы был Моцарт в живописи, то это Рафаэль, Моцарт в поэзии — это Байрон и, конечно, Пушкин. При этом Моцарт несравним, потому что сам материал для ваяния особый — его нельзя выразить в словах. Это — надсловесное. Этот тот случай, когда наступает полный silentium — молчание. Настолько музыка Моцарта значительна. Но самое главное — когда начинаешь изучать его музыку в подробностях, то открываются еще большие глубины, о которых молчат даже книги …»
Первые симфонии Моцарта относятся к тому времени, когда маленькому композитору было всего восемь лет. Говорят, свою Первую симфонию Моцарт писал, сидя на коленях у Иоганна Кристиана Баха. И это был акт прямой музыкальной преемственности. А вот непревзойденным Иоганном Себастьяном он был обворожен значительно позже — незадолго до написания своей самой великой симфонии — «Юпитер». Это, по мнению Михаила Казиника, коренным образом перевернуло жизнь чувствительного композитора:
«Ничего не надо было Моцарту, чтобы его убить, чем познакомить с Бахом…», — утверждает музыковед.
Но почему?..