Эффект Телемана

18 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вот и окончен разговор о сыновьях Баха, но не о баховской эпохе. Михаил Казиник размышляет о том, что это было за время, и кого современники называли гением немецкой барочной музыки…
«Дети Баха, прервав музыкальную связь с отцом, поступили революционно, практически проложив дорогу к венским классикам», — утверждает Михаил Казиник. Однако не только они, но и ряд других композиторов того времени склонны были считать музыку Баха устаревшей и скучной, призванной не услаждать слух, а пускаться в изнурительные размышления о чересчур высоких материях. Как и дети Баха, они ощущали потребность разговаривать с широкой публикой на изысканном светском языке. Наступала эпоха Просвещения…
Михаил Казиник: «Просветители разом отказались от идей религиозного мистицизма, а также от неопровержимого канона, что Бог есть откровение. «Нет, — утверждали они, — Бог есть там, где можно логически рассуждать». В пример они приводили крупнейшего средневекового католического теолога Фому Аквинского, сформулировавшего пять доказательств бытия Бога. С подачи просветителей Бог трактовался как результат логических знаний, а христианство уступило деизму — учению, утверждающему, что Бог существует только там, где он доказуем, а там, где он недоказуем, его нет.
Именно тогда на сломе эпох — религиозного мистицизма и нового мира появляется ряд композиторов-гениев, которые живо учуяли, что время тайных общений с Богом (как это было у Иоганна Себастьяна Баха) прошло. Наступило время просвещенного разума, а вместе с ним и пышных костюмов, чудесных людей, чувства юмора и тяги к прекрасному. Повсюду провозглашалось торжество света и эмоций. А в музыке появилось чудо из чудес — то, что мы назовем потом венской классикой…»
О том, какую музыку надо было писать, чтобы прослыть великим, и за что мы сегодня благодарим Георга Филиппа Телемана, размышляем в очередной передаче цикла «Три с половиной века истории развития европейской музыки».

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.