Сыновья Баха: Карл Филипп Эммануил
27 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как развивалась европейская музыка после ухода Иоганна Себастьяна Баха? Михаил Казиник посвящает серию передач сыновьям немецкого классика, известность которых уже при жизни их великого отца стала набирать обороты…
«Если когда-либо существовала фамилия, имевшая особую, как бы наследственную предрасположенность к одному и тому же виду искусства, то это, конечно же, был род Бахов. На протяжении шести поколений едва ли можно выискать хотя бы двух или трех представителей этой фамилии, которых природа не наградила блестящим музыкальным дарованием и для которых это искусство не стало бы главным делом жизни. <…> Но все они не избежали бы забвения, если бы, в конце концов, из их среды не вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки.»
Так писал в 1802 году Иоганн Николаус Форкель — первый биограф композитора на заре Нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его кончины.
«Но как такое возможно?», — спросите вы. Ведь после смерти у Баха оставалось одиннадцать детей (из двадцати выживших), которые уж могли бы внимательно позаботиться о том, чтобы сохранить и популяризировать бесценное наследие отца. К слову, шестеро из них с юного возраста проявляли уникальные способности к музыке. Двое — самых одаренных, по оценкам некоторых современников — едва перешагнули двадцатипятилетний рубеж, а четверо реализовались в полной мере, став выдающимися композиторами. «Причем реализовались таким образом, — говорит Михаил Казиник, — что их отец был забыт на полных девяносто семь лет».
По мнению музыковеда, произошло это отнюдь не случайно…
Михаил Казиник: «Сегодня, когда мы знаем масштаб личности Иоганна Себастьяна Баха, нам придется стать детективами и Шерлоками Холмсами для того, чтобы понять, как Иоганн Себастьян — величайших из когда-либо живших гениев на земле — оказался преданным забвению длиною почти в целый век!
Почему дети Баха, полностью осознавая, кем был их отец, ничего не сделали для распространения его музыки и прославления его имени? Почему в интервью, которое однажды дал Иоганн Христиан Бах, он сказал лишь о том, что отец был «хороший органист». У меня есть своя концепция на этот счет…
Просто глубоко внутри себя, будучи талантливейшими композиторами и творцами, они понимали, что дальше за папой ничего нет. Продолжить его нельзя — потому что невозможно. В нём альфа и омега. В нем океан. Из океана ничего не вытекает. Поэтому для того, чтобы жить, детям Баха пришлось отказаться от его «старого» стиля, а вместе с тем — и от всего того, что было с ним связано. Им нужно было проложить новую дорогу, и они это сделали…»
О том, что это была за дорога, и кому по ней суждено было пройти, Михаил Казиник рассказывает в серии передач, посвященной сыновьям Иоганна Себастьяна Баха…