Пространство Баха
20 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Кто самый весёлый и радостный композитор в мире?», — задается вопросом Михаил Казиник. «А кто самый трагический и печальный?». В обоих случаях ответ один — Иоганн Себастьян Бах. Чтобы услышать это, в программе звучит знаменитая Ария альта из «Страстей по Матфею» и Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор…
Михаил Казиник: «В предыдущих передачах мы говорили о двух источниках, питающих музыку Иоганна Себастьяна Баха. Это — Дитрих Букстехуде и Иоганн Пахельбель. Букстехуде вошел в творчество Баха как бунтарь, как вихрь, как свободная фантазия. Пахельбель — как великий философ и созерцатель. Океан музыки Баха питает огромное количество композиторов, направлений музыки и явлений искусства — все они аккумулировались в океане „Бах“ и стали вселенской музыкой. Именно поэтому Бах до сегодняшнего дня считается собеседником Эйнштейна, Ньютона; Бах сегодня оказывается ближе жителям ХХI века, чем своим современникам…»
Контрастность и невиданная полярность музыки Баха — поразительный спектр настроений и состояний, которые она вбирает в себя, по мнению Михаил Казиника, несравнимы ни с одним другим композитором. В подтверждение этому автор предлагает к прослушиванию два сочинения, которые в полной мере отражают чувственные глубины баховского гения.
Об Арии альта из «Страстей по Матфею»:
«Бать может, на земле никто не написал ничего глубже, проникновеннее и сильнее. Это и уникальное соло скрипки, и грудной голос, поющий от имени планеты во вселенную, и сама музыка, превосходящая всё, что было написано до и после. Если бы Бах вообще ничего не написал кроме этой арии, он бы уже заслужил памятники по всей планете…»
О Концерте для двух скрипок ре минор:
«Мы уже говорили о том, что особое влияние на музыку Баха также оказал его современник и ровесник Антонио Вивальди. Именно под впечатлением от музыки Вивальди Бах написал свой скрипичный концерт — кончерто гроссо с двумя солирующими скрипками, который для любого человека, любящего музыку, остается одной из вершин творчества Баха. После невероятной глубины музыки Арии альта из „Страстей по Матфею“ — того ошеломляющего проникновения в самую суть жертвы, распятия, матери, любви, смерти и возрождения, вы услышите музыку совершенно иного рода — потрясающей энергии, радости бытия и воспевания жизни…»