В преддверии Баха: Антонио Вивальди

13 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вереницу предвестников великого Иоганна Себастьяна Баха продолжает имя крупнейшего итальянского композитора эпохи барокко — «рыжего попа», «неистового» венецианца и гения Антонио Вивальди…
Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка. Предположительно также учился композиции у Джованни Легренци и Арканджело Корелли в Риме.
18 сентября 1693 года состоялось пострижение Вивальди в монахи. Спустя семь лет он был возведен в сан дьякона, а затем и священника. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали «рыжим священником».
В период с 1703 по 1725 год Вивальди прославился как педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов. С 1713 года он служил руководителем оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек.
Ещё при жизни он стал известен как композитор, способный за пять дней создать трехактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза и мастера ансамблево-оркестрового концерта, или кончерто гроссо (concerto grosso), для которого установил трехчастную циклическую форму и выделил виртуозную партию солиста.
В историю Антонио Вивальди вошел как крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. В числе прочего композитор создал жанр сольного инструментального концерта. Инструментальные концерты Вивальди явились значительным этапом на пути формирования классической симфонии.
После смерти композитора в 1741 году музыкальное наследие Антонио Вивальди находилось в забвении почти двести лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания его рукописей. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника.
Михаил Казиник: «Антонио Вивальди „молчал“ двести лет. А вернулся на планету тогда, когда он больше всего понадобился — после Второй мировой войны. Это было время депрессии всей культуры: всё погибло, человечество дошло до мании самоуничтожения. Как страшен человек! И вдруг молчавший двести лет Вивальди, благодаря неожиданно найденным нотам, проник — буквально ворвался в мир ХХ века; в мир депрессии, разочарования и трагедий пришел композитор, обладавший уникальным чувством гармонии, красоты и радости. Именно эту гармонию, красоту и радость венецианца Вивальди почувствовал и полюбил молодой Иоганн Себастьян Бах…»
В программе звучит Кончерто гроссо для двух скрипок, виолончели и струнного оркестра ре минор А. Вивальди и его органная версия, сделанная И. С. Бахом.

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.