В преддверии Баха: Иоганн Пахельбель
6 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В прошлый раз мы говорили об одном из гениев немецкой музыки, повлиявших на творчество Иоганна Себастьяна Баха. Это был Дитрих Букстехуде — великий представитель северо-немецкой органной школы. Сегодня мы продолжаем разговор о тех, кто создал феномен Баха, и представляем несравненного Иоганна Пахельбеля…
Немецкий композитор и органист Иоганн Пахельбель родился в Нюрнберге. Музыкальное образование получил в Альтдорфском университете. Работал органистом в разных немецких городах, дольше всего в Эрфурте (1678-1690). Одно время служил вторым органистом собора Св. Стефана в Вене. Однако музыкальную карьеру окончил в родном Нюрнберге, где и скончался в 1706 году.
Пахельбель остается одним из наиболее значительных немецких композиторов добаховской эпохи. Его творческое наследие обширно и разнообразно. В нем представлены традиционные жанры вокальной церковной музыки (мотеты, духовные концерты и арии, магнификаты, мессы), инструментальные ансамблевые сочинения (в том числе шесть партит для двух скрипок и basso continuo). Однако важнейшее место занимают произведения для клавишных инструментов. В их числе около 70 органных хоральных обработок, 95 органных фуг на Магнификат для вечерней церковной службы, а также около ста органных сочинений (токкаты, фуги, прелюдии, фантазии, ричеркары, чаконы). Считается, что именно органная и клавирная музыка Пахельбеля во многом повлияла на становление оригинального стиля И. С. Баха.