В преддверии Баха: Дитрих Букстехуде

30 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник приглашает всех любителей классики в увлекательное историческое путешествие по трем столетиям развития европейской музыки — от Иоганна Себастьяна Баха до наших дней…
Михаил Казиник: «Каждый человек, который слушает музыку какого-нибудь композитора, безусловно, хочет знать, откуда этот композитор, где берет своё начало его музыка, как они связаны друг с другом. Уже давно известно, что гении питаются из одного источника, что они на самом деле контактируют друг с другом — скрыто или открыто, с большей или меньшей степенью преемственности, но никто из них никогда не вырастал на пустой невозделанной почве.
Почему мой выбор пал на последние три столетия? По одной и очень простой причине: в последние триста пятьдесят лет, начиная с первых «добаховских» композиторов, музыка достигла своего апогея. Она как никогда, выйдя из всех ограничений — даже из церкви и всевозможных идеологических шор — превратилась в музыку, участвующую в жизни, политике, культуре, мышлении. Музыка последних трех с половиной веков повлияла на истории государств, на речь и риторику. Потому что на самом деле вся великая музыка — это риторика, это высшее произношение. Однако многие из нас об этом даже не догадываются.
Бах говорит с нами на величайшем всемирном языке — на языке Бога. Он рассказывает нам всю космогонию, всю историю цивилизации, всю историю жизни и смерти на земле. Он отвечает на вопросы, которые каждый человек задает себе на протяжении всей жизни. А мы этого даже не слышим.
В последние триста пятьдесят лет музыка, наконец, заговорила с человечеством. У меня до сих пор есть ощущение, что музыка недостаточно использована — ни в лечебных целях, ни в целях защиты социума, систем и стран. Если бы музыка могла занять то место, которое она занимала в античном мире, если бы к ней относились как к вершине невербального сознания, как к высочайшему подсознанию — тайному знанию, насколько мы бы выиграли, насколько бы музыка заняла то подлинное место в жизни общества!..»
Наше путешествие мы начинаем с тех величайших людей, которые напитали источник безграничного океана Иоганна Себастьяна Баха. Первая программа посвящена выдающемуся композитору эпохи барокко — Дитриху Букстехуде…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.