На пути к вершинам славы: музыкальные мистификации
4 сентября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Что толкает композиторов на создание «подделок»? Почему талантливые авторы выдают себя под другими именами? Неужели всё это лишь эффектный, и главное — эффективный рекламный ход? Михаил Казиник продолжает тему музыкальных мистификаций…
В конце 40-х годов прошлого века советское музыкальное сообщество всколыхнула сенсационная новость о том, что в одесском архиве была обнаружена симфония прежде не известного композитора конца XVIII — начала ХIХ века Николая Дмитриевича Овсянико-Куликовского. Вскоре находку стали исполнять в радиоконцертах — вся она была пронизана замечательным украинским народным мелосом. В восторженных комментариях, которыми награждали специалисты-музыковеды разысканное произведение, звучали самые лестные эпитеты и определения, а новонайденного композитора нарекли гением!
В 1954 году симфонию блистательно исполнил и записал ничего не подозревавший Евгений Мравинский. А в 1959-м подделка была публично разоблачена. Настоящим автором оказался скрипач и композитор Михаил Эммануилович Гольдштейн, работавший в то время в оркестре Одесского оперного театра.
О том, какими последствиями эта невинная и в то же время достойная всяческого восхищения музыкальная шутка обернулась для младшего брата музыканта — скрипача-вундеркинда Бориса Гольдштейна, мы обсуждали в прошлой программе.
В нынешний раз поговорим об истории создания сочинения — вы узнаете, кто надоумил композитора решиться на скандальную мистификацию, и почему он столь отчаянно ухватился за эту идею. Также вспомним «старинную» итальянскую музыку Фрица Крейслера, этюды «в стиле Моцарта» Римского-Корсакова, знаменитую «Моцертиану» Чайковского и «почти настоящего Шопена» из шумановского «Карнавала»…