От Джона Филда до Рахманинова
24 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В студии Радио «Орфей» Михаил Казиник и его гость — пианист Виктор Рябчиков продолжают размышлять о традициях и особенностях развития русской пианистической школы, у истоков которой стоял ирландский пианист, композитор и педагог Джон Филд…
Виктор Рябчиков: «В российском исполнительстве всегда ценилась задушевность, мягкость и некий лиризм, захватывающий душу. Чистое виртуозничество и бравурность никогда не стояли на первом месте. По-настоящему бравурных произведений в русской пианистической лирике вы не найдете. Все эти веяния пошли от Джона Филда: Филд, по сути, и есть русская фортепианная школа. Именно он, обучая в России пианистов, требовал не умопомрачительной техники, а осмысленного проигрывания каждой ноты.
<…> Рахманинов напрямую относится к филдовской школе: его педагоги Зверев и Зилоти учились у Дюбюка, который в свою очередь был учеником Джона Филда. Если послушать самого Рахманинова, то в его звуковой палитре увидим — шесть pianissimo, пять pianissimo, четыре pianissimo и т. д., mezzo forte, forte и — очень редко — два forte. А как играют сейчас? В совершенно другой шкале: шесть forte, пять forte, четыре forte и т. д., mezzo forte, иногда piano и очень редко — pianissimo. Именно поэтому я считаю лучшим исполнителем концертов Рахманинова самого Рахманинова. Он, словно художник, который пишет картину: то сделает мазок, то поставит точку, то — легкий штрих, и он постоянно пребывает в процессе — внутри самого произведения. А в итоге получается огромное полотно, куда он вкраплениями вносит звуковые акценты…»