Композитор Джон Фильд.

17 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В студии радио «Орфей» Михаил Казиник и его гость — пианист Виктор Рябчиков. Вместе они размышляют о выдающемся ирландском композиторе, большую часть жизни проведшего в России и стоявшего у истоков русской фортепианной школы — Джоне Филде.
Известный ирландский композитор, пианист и педагог Джон Филд связал свою судьбу с русской музыкальной культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие.
Виктор Рябчиков: «Подобно тому, как англичане считают Генделя своим композитором, думаю, также и мы по праву можем считать Джона Филда русским композитором. Потому что все свои основные произведения он написал именно в России — дыша этим воздухом, впитывая в себя те идеи, которые витали вокруг него, слушая народную музыку и общаясь с лучшими российскими музыкальными деятелями того времени…»
Жизнь Филда в России связана с двумя городами — Петербургом и Москвой. Именно здесь развернулась его композиторская, исполнительская и педагогическая работа. Среди учеников Джона Филда, составивших славу русский музыки, были — Александр Дюбюк, Михаил Глинка, Алексей Верстовский, Александр Гурилев, Николай Девитте, Владимир Одоевский и многие другие.
Филда по праву считают основоположником жанра ноктюрн, получившего впоследствии блестящее развитие в творчестве Фредерика Шопена. Творческие достижения Филда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ференц Лист, который писал: «До Филда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Филд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием „Песен без слов“, „Экспромтов“, „Баллад“ и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще».
Композиторская и исполнительская манера Филда отличались певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью. Пение на фортепиано — одно из важнейших свойств исполнительского стиля Филда — было столь подкупающим для Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Филдовская певучесть была родственна русской народной песенности. Глинка, сравнивая манеру исполнения Филда с игрой других известных пианистов, писал в своих «Записках», что «игра Филда была часто смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством и не рубил пальцами котлет, подобно большей части новейших модных пьянистов».
Имя и деятельность Филда занимают в русской музыкальной истории почетное и значительное место. Его композиторское, исполнительское и педагогическое творчество способствовало становлению и развитию русского пианизма, подготовив почву для появления целого ряда выдающихся русских исполнителей и композиторов.

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.