«Маленькая сюита» Александра Бородина: Серенада, Ноктюрн
10 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Испанские страницы русской музыки — такой перед нами предстает Серенада из «Маленькой сюиты для фортепиано» Александра Бородина, которую завершает упоительный по красоте звучания Ноктюрн. Слушаем вместе с Михаилом Казиником…
В программе пьесы сюиты звучат в оригинальной фортепианной версии Александра Бородина и в оркестровом варианте Александра Глазунова. Последний несколько изменил структуру произведения, введя в финал музыку фортепианного Скерцо Бородина, повторив его дважды в различной инструментовке и сделав «Ноктюрн» средней частью.
Михаил Казиник: «Почему Глазунов так сделал? Вся «Маленькая сюита», как мы помним, построена на контрастах: рядом с колокольными звонами и суровым напевом «В монастыре» звучит Интермеццо — радость, покой, нега; затем польские мазурки, куда вплетаются восточные мотивы, после чего следуют русские распевные «Грёзы», наконец, испанская Серенада. Чего тут не хватает? А вот чего — Скерцо-Ноктюрна-Скерцо, или того, чтобы завершить сюиту и без того построенную на бесконечном количестве контрастов еще одним завершающим контрастом.
Еще раз хочу обратить внимание на чудо глазуновской оркестровки: в первом варианте Скерцо звучит не так как в заключительном — Глазунов здесь играет оркестровыми красками.
Оркестровая редакция «Маленькой сюиты» впервые прозвучала 28 октября 1889 года в Петербурге под управлением Римского-Корсакова. Бородина уже не было в живых. Римский-Корсаков дирижировал оркестром, а Глазунов, сделавший это переложение, сидел в зале. И это было очень тепло — это была память и любовь к ушедшему другу, проявленная его ближайшими соратниками по творчеству, давшими новую жизнь его фортепианному циклу…»