«Маленькая сюита» Александра Бородина: Серенада, Ноктюрн

10 апреля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Испанские страницы русской музыки — такой перед нами предстает Серенада из «Маленькой сюиты для фортепиано» Александра Бородина, которую завершает упоительный по красоте звучания Ноктюрн. Слушаем вместе с Михаилом Казиником…
В программе пьесы сюиты звучат в оригинальной фортепианной версии Александра Бородина и в оркестровом варианте Александра Глазунова. Последний несколько изменил структуру произведения, введя в финал музыку фортепианного Скерцо Бородина, повторив его дважды в различной инструментовке и сделав «Ноктюрн» средней частью.
Михаил Казиник: «Почему Глазунов так сделал? Вся «Маленькая сюита», как мы помним, построена на контрастах: рядом с колокольными звонами и суровым напевом «В монастыре» звучит Интермеццо — радость, покой, нега; затем польские мазурки, куда вплетаются восточные мотивы, после чего следуют русские распевные «Грёзы», наконец, испанская Серенада. Чего тут не хватает? А вот чего — Скерцо-Ноктюрна-Скерцо, или того, чтобы завершить сюиту и без того построенную на бесконечном количестве контрастов еще одним завершающим контрастом.
Еще раз хочу обратить внимание на чудо глазуновской оркестровки: в первом варианте Скерцо звучит не так как в заключительном — Глазунов здесь играет оркестровыми красками.
Оркестровая редакция «Маленькой сюиты» впервые прозвучала 28 октября 1889 года в Петербурге под управлением Римского-Корсакова. Бородина уже не было в живых. Римский-Корсаков дирижировал оркестром, а Глазунов, сделавший это переложение, сидел в зале. И это было очень тепло — это была память и любовь к ушедшему другу, проявленная его ближайшими соратниками по творчеству, давшими новую жизнь его фортепианному циклу…»

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.