«Маленькая сюита» Александра Бородина: «В монастыре», Интермеццо
27 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник вновь обращается к фигуре замечательного русского композитора Александра Порфирьевича Бородина, и предлагает к прослушиванию его «Маленькую сюиту для фортепиано».
Написанное в 1885 году сочинение построено на обычном для этого жанра чередовании программных и танцевальных миниатюр. «Маленькая сюита» Бородина включает в себя семь номеров: «В монастыре», Интермеццо, Мазурка I, Мазурка II, «Грёзы», Серенада и Ноктюрн.
Каждая из частей отличается невероятной яркостью и самобытностью языка, характером, колоритом, стилем. Шаг за шагом, Михаил Казиник предлагает погрузиться в звучание пьес «Маленькой сюиты», открывая для себя здесь суровую красоту русской мелодики с ее распевностью и колокольностью, и восточные интонации, напоминающие нам о грузинских корнях композитора.
В программе «Маленькая сюита» представлена как в оригинальном фортепианном звучании, так и в оркестровой версии Александра Глазунова, которая впервые прозвучала в Петербурге 28 октября 1889 года под управлением Римского-Корсакова.
В этом особом тесном и благородном сотворчестве русских композиторов Михаил Казиник видит ментальную уникальность:
«Где еще — в какой другой культуре — композиторы так дружно бы после ухода кого-то из своих коллег аранжировали, перекладывали, продолжали начатое, переписывали не самое удачное из музыки своих рано ушедших товарищей?.. Давайте вспомним подвиг Римского-Корсакова, когда Николай Андреевич после ухода из жизни Мусоргского переделал оперу «Борис Годунов», и до сих пор не умолкают споры, что лучше — оригинал Мусоргского или великолепная версия Римского-Корсакова…
Также и Александр Константинович Глазунов в свое время закончил оркестровку оперы Бородина «Князь Игорь». А для «Маленькой сюиты» композитора он же сделал оркестровое переложение. И мне кажется, что, если бы Бородин был жив, он бы с благодарностью оценил труд своего друга…»