Россия романсов и полонезов

20 марта 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Михаил Казиник продолжает знакомить радиослушателей с музыкой выдающегося композитора, служившего при русском императорском дворе в XVIII–XIX вв. — Осипа Антоновича Козловского. С его именем связывают начало формирования национальной композиторской школы, жанра самобытного русского романса и театральной музыки в России.
Многосложные обязанности Козловского по должности и многочисленные сочинения, которые он обязан был писать по случаю всевозможных празднеств, не позволили ему серьезно посвятить себя искусству, хотя он обладал несомненным и большим талантом. Число написанных им на разные случаи хоров, кантат и полонезов для большого оркестра — поразительно: их насчитывают более шестисот. Первые из них признаются наилучшими. Современники Козловского — Ф. Булгарин и Вигель удостоверяют необыкновенную популярность его полонезов в екатерининское время. По словам Вигеля особенно славился и был любим тогда обществом полонез «Гром победы раздавайся», под звуки которого «русские ходили с какой-то восторженной гордостью».
Композитору также принадлежит музыка лучших романсов и песен екатерининской эпохи, на слова Державина, Нелединского-Мелецкого и других русских поэтов. Император Александр I очень любил произведения Козловского, постоянно заказывая ему оркестровку хоров для духового оркестра. Среди прочего, Козловский написал музыку к трагедиям Озерова «Фингал» и «Эдип в Афинах», к трагедии кн. Шаховского «Дебора».
Лучшим произведением композитора признавалась месса — «Requiem» на четыре голоса с оркестром, написанная им по просьбе последнего короля польского Станислава Августа Понятовского, незадолго до смерти его в Петербурге в 1798 году и в первый раз исполненная на его похоронах лучшими артистами того времени, находившимися в Петербурге. Благодаря этому сочинению Козловский также вошел в историю отечественной музыки, как автор первого русского реквиема.
В качестве музыкальной иллюстрации к программе представлены сочинения композитора различных жанров: «Полонез-пастораль», романс для оркестра и голоса «Je vais donc quitter pour jamais» («Я покидаю навсегда») и Увертюра к трагедии В. А. Озёрова «Фингал»…

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.