Крепостная музыка России: Александр Львович Гурилев
20 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Непревзойденный мастер вокальной лирики — русский композитор Александр Гурилев вошел в историю отечественной музыки, прежде всего, как автор замечательных лирических романсов. Однако не менее значительно и обширное фортепианное наследие композитора, среди которого многочисленные фантазии, вариации, небольшие салонные пьесы.
Александр Гурилев был сыном известного в свое время композитора Льва Степановича Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил графским крепостным оркестром в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие: сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, духовные сочинения для хора a cappella.
Александр Львович родился в Москве. С раннего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у лучших московских педагогов того времени — Джона Филда и Иосифа Геништы, преподававших игру на фортепиано и теорию музыки в семействе Орловых. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа на скрипке и альте, а позднее стал участником квартета известного любителя музыки, князя Н. Голицына. Детство и юность будущего композитора прошли в атмосфере усадебного крепостного быта. В 1831 году после смерти графа семейство Гурилевых получило вольную и, приписавшись к сословию ремесленников-мещан, обосновалось в Москве…
Открывая цикл программ об Александре Гурилеве, Михаил Казиник ставит своей задачей познакомить слушателей радио «Орфей» не только с мастером романсовой лирики, основоположником русского бытового романса, но и с блистательным фортепианным композитором, обладавшим необычайным чувством стиля и «шопеновским» чутьем…
В первой программе звучат Вариации на тему романса Варламова «На заре ты ее не буди…», две польки-мазурки и Вариации на тему терцета из оперы «Жизнь за царя».