Крепостная музыка России: Лев Степанович Гурилев

13 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В цикле программ о забытых русских композиторах Михаил Казиник обращается к фигуре Гурилева. «Как же?!» — в удивлении воскликните вы: Гурилева — автора бессмертных русских романсов «Однозвучно гремит колокольчик», «И скучно, и грустно», «Вам не понять моей печали» — уж никак нельзя назвать забытым. Однако речь идет не о выдающемся мастере вокальной лирики, а его отце — русском крепостном композиторе Льве Степановиче Гурилеве.
Лев Гурилев служил крепостным музыкантом в семье графа В. Г. Орлова. Он сочинял музыку, а также возглавлял графский оркестр — один из лучших крепостных оркестров конца XVIII — начала XIX века, постоянным местопребыванием которого было подмосковное поместье Отрада.
Михаил Казиник: «…Если вернуться к вульгарной социологии прошлого, то в разных источниках вы прочтете много интересного о жизни крепостных музыкантов: несчастье, ужас, кошмар. Ну как же — холопы, обездоленные, несвободные!..
Однако если углубиться в суть вопроса, то несвободные только с той точки зрения, что они не имели права покидать свои должности — а это означало свои театры, оркестры и, как правило, чудные условия жизни, предоставленные им хозяевами. Известно, что в Отраде у Льва Степановича Гурилева был свой театр и свой оркестр, куда входили лучшие крепостные музыканты того времени. Его не только кормили, содержали и давали крышу над головой, но и обеспечивали ему все те возможности, о которых многие современные композиторы могут только мечтать — музыкантов, сцену и внушительную аудиторию слушателей…»
О том, какая атмосфера царила в усадьбе графа Орлова под Москвой, какая музыка там звучала, и кто посещал концерты крепостного оркестра — узнаете из очередного увлекательного экскурса Михаила Казиника.
В программе звучит Полонез, прелюдии и фортепианные вариации Льва Степановича Гурилева.

Последние выпуски программы

Фантазия до-минор В. А. Моцарта: Эскизы

Гость в студии - Алексей Ботвинов. Фантазия до-минор Вольфганга Амадея Моцарта – чего в ней больше: тишины или звуков, автобиографии или посвящения, света или тьмы, хаоса или гармонии?..

Sonate du diable

В прошлом выпуске программы мы начали цикл передач об известных и великих скрипачах. И открыл цикл талантливый скрипач и композитор Джузеппе Тартини. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Джузеппе Тартини и его Дьявольской музыке.

Александр Алябьев. Откуда прилетел «Соловей»? Передача четвертая

Отстаивая правду, благородный русский офицер Александр Алябьев попал в тюрьму, где написал своего знаменитого "Соловья" и балет "Волшебный барабан". Какие еще перипетии судьбы ждали композитора, расскажет Михаил Казиник.